Статья. Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста
статья по математике на тему

Пашкина Инна Юрьевна

Статья. Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_v_pechati.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

И.Ю. Пашкина

г. Нягань

Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста

В статье изучается уровень сформированности математических представлений детей младшего дошкольного возраста, показана возможность дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников.

Уровень сформированности элементарных математических представлений, дидактическая игра.

I. Y. Pashkova

Nyagan

Use of the didactic playing the employments on mathematics with the children of junior preschool age

The level of formed of mathematical presentations of children of junior preschool age is studied in the article, possibility of the didactic playing is shown forming of elementary mathematical presentations of preschool children.

Level of formed of elementary mathematical presentations, didactic game.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математических представлений.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. «Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь».

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными геометрическими фигурами, с различной формой предметы, расположение строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. На наш взгляд, дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе с детьми. В науке и практике утвердилось положение о том, что игра является эффективным средством обучения. Эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Педагогическая ценность дидактических игр определяется их своеобразием.

Мы предположили, можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Для более комплексного исследования проблемы формирования математических представлений у дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент.

В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Основными способами изучения и обобщения передового опыта формирования математических представлений у дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения.

Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников второй младшей группы, составляющих экспериментальную группу МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №8 «Росинка».

Для проверки практической эффективности работы, была выделена контрольная группа, также из 10 дошкольников второй младшей группы.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности элементарных математических представлений младших дошкольников.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика уровня математического развития.

1. Умение считать в пределах 5 в прямом порядке.

2. Умение узнавать цифры в пределах 5.

3. Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.

4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб.

5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

6. Умение различать правую и левую руки.

7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

8. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.

Оценка знаний:

  • 1 балл – ребёнок не ответил
  • 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
  • 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

  • 8 – 11 баллов – низкий уровень
  • 12 – 18 – средний уровень
  • 19 – 24 – высокий уровень

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1

Уровень математического развития детей экспериментальной группы на начало 2013 – 2014 учебного года

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

уровень

1

Виталий А.

2

2

2

3

2

2

3

2

18

ср

2

Дмитрий Г.

2

2

2

3

1

2

3

2

17

ср

3

Настя Д.

2

3

2

3

2

2

3

2

19

в

4

Вероника Д.

2

1

1

2

1

1

3

1

12

ср

5

Кирилл И.

3

2

2

3

2

2

3

2

19

в

6

Матвей И.

2

1

2

2

1

1

2

1

12

ср

7

Злата Л.

3

3

2

3

2

2

3

2

20

в

8

Арина Л.

2

1

1

2

1

1

2

1

11

н

9

Сергей Н.

1

1

2

2

1

1

2

1

11

н

10

Александр П.

1

1

1

2

1

1

2

1

10

н

В среднем

2

1,7

1,7

2,5

1,4

1,5

2,6

1,5

14,9

ср

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

уровень

1

Марсель А.

1

2

2

2

2

1

1

2

13

ср

2

Кирилл Б.

1

1

1

2

1

1

2

2

11

н

3

Никита Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

н

4

Даниил Е.

2

1

1

2

1

1

3

1

12

ср

5

Ксюша Ж.

2

2

2

3

2

2

3

2

18

ср

6

Иван К.

3

2

2

2

2

3

2

3

19

в

7

Вика П.

3

3

2

3

2

2

3

2

20

в

8

Саша П.

2

1

1

2

1

1

2

1

11

н

9

Миша П.

1

1

2

2

1

1

2

1

11

н

10

Александр П.

1

2

1

2

1

2

2

1

12

ср

В среднем

1,7

1,6

1,5

2,1

1,4

1,5

2,3

1,6

13,5

ср

Условные обозначения: в – высокий уровень, ср - средний, н – низкий.

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп: дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности элементарных математических представлений - соответственно 14,9 и 13,5 баллов.

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня сформированности элементарных математических представлений младших дошкольников.  

Задачи формирующего эксперимента:

  1. Разработать комплекс дидактических игр для применения в НОД в ДОУ по повышению уровня элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной  группы.

Формирующий эксперимент (октябрь – апрель 2013 - 2014) предполагает проведение НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

Работа по развитию у детей элементарных математических представлений организуется в непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю. Непосредственно образовательная деятельность состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность НОД на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре НОД  предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждой НОД дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления  математических знаний.

При разработке комплекса дидактических игр для использования в НОД в ДОУ мы опирались на следующие источники:

- программу «Развитие», которая разработана под руководством Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцовой и др.; 

- методические рекомендации: Козловой С.А., Корнеевой Г.А., Мусеибовой Т.А., Ерофеева Т.С., Леушиной А.М.

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

  1. В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сформированности элементарных математических представлений у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 40% - низкий уровень. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
  2.  При составлении комплекса дидактических игр для использования в НОД в ДОУ учитывались результаты по каждому из 8 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех  знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о частях суток, их последовательности (средний балл 1,4); умении различать правую и левую руки (1,5); умении сравнивать группы предметов и один предмет (1,5). Дидактическая игра включалась непосредственно в содержание НОД как одно из средств реализации программных задач.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса по повышению уровня сформированности элементарных математических представлений младших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3 - 4.

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

уровень

1

Виталий А.

2

2

2

3

2

2

3

3

19

в

2

Дмитрий Г.

2

2

2

3

2

2

3

2

18

ср

3

Настя Д.

2

3

2

3

2

2

3

3

20

в

4

Вероника Д.

2

2

1

2

2

2

3

2

16

ср

5

Кирилл И.

3

2

2

3

3

3

3

3

22

в

6

Матвей И.

2

1

2

2

2

2

2

2

15

ср

7

Злата Л.

3

3

2

3

3

3

3

2

22

в

8

Арина Л.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

ср

9

Сергей Н.

2

2

2

2

2

3

2

2

17

ср

10

Александр П.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

ср

В среднем

2,2

2,1

1,9

2,7

2,2

2,3

2,8

2,3

18,1

ср

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

уровень

1

Марсель А.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

ср

2

Кирилл Б.

2

2

2

2

2

3

2

2

17

ср

3

Никита Д.

1

1

1

1

2

2

1

2

11

н

4

Даниил Е.

2

2

2

2

2

3

3

2

18

ср

5

Ксюша Ж.

2

2

2

3

2

2

3

2

18

ср

6

Иван К.

3

2

2

2

3

3

3

3

21

в

7

Вика П.

3

3

2

3

3

3

3

3

23

в

8

Саша П.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

ср

9

Миша П.

2

2

2

2

2

3

2

3

18

ср

10

Александр П.

2

2

2

2

2

3

2

2

17

ср

В среднем

2.1

2

1.9

2,1

2.2

2.6

2.3

2.3

17,5

ср

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (табл. 1-2, 3-4) определяем величину изменения уровней сформированности элементарных математических представлений младших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 5

Динамика повышения уровней сформированности

элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

№ задания

эксперимент

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Э. гр.

К. гр.

Констатиру

ющий

2

1.7

1.7

1.6

1,7

1.5

2.5

2,1

1,4

1,4

1,5

1.5

2,6

2,3

1,6

1,5

контрольный

2,2

2,1

2,1

2

1.9

1,9

2.7

2,1

2,2

2,2

2,6

2,3

2,8

2,3

2.3

2,3

прирост

показателей

0,2

0,4

0,4

0,4

0,2

0,4

0,2

0

0,8

0,8

1,1

0,8

0,2

0

0,8

0,7

Анализ результатов диагностики формирования элементарных математических представлений младших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

  • Уровень сформированности элементарных математических представлений повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем восьми показателям  (таблица 5).
  • Значительно возрос уровень сформированности элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности элементарных математических представлений.
  • Данные таблицы 5 показывают, что, в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента, оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Все это позволяет говорить о том, что разработанный нами комплекс дидактических игр по повышению уровня сформированности элементарных математических представлений младших дошкольников в НОД достаточно эффективен. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

ЛИТЕРАТУРА

1.Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. [Текст] / З.М.  Богуславская. – М. : Педагогика, 2006.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К.  Бондаренко. – М. : Педагогика, 1985.

3. Давидчук А.Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. [Текст] / А.Н. Давидчук // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 12. - С. 22.

4.Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста [Текст] / М.П. Петрова. – М. : Педагогика, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Поможем найти колобка"

- Рассказ с движениями;- Выкладывание дорожки из сот Кайе;- Физкультминутка "Дорожка";- Ковролин «Аквариум с рыбками»;- Пальчиковая гимнастика "Аквариум";- «Волшебная дощечка». Рисование резиночками. ...

Статья "Использование дидактических игр для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста"

Рассмотрение содержания и методов использования дидактических игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей Дидактические принципы фольклорных занятий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами....

Особенности использования дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА На тему: Особенности использования дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста....

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсор...

отчет по самообразованию по теме: "Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста».

отчет по самообразованию по теме: "Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста»....