Статья для родителей :"Навыки самообслуживания у детей 3-4 лет"
статья (младшая группа)

Сапожникова Юлия Михайловна

Статья для родителей :"Навыки самообслуживания у детей 3-4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Развитие у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.

В три года у ребенка должны быть сформированы следующие навыки самообслуживания:

  • одеваться
  • раздеваться
  • есть
  • пользоваться унитазом
  • умываться и мыть руки с мылом
  • вытирать руки и лицо полотенцем.

Кроме того, ребенок может в этот период не только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб в тарелке, вытирать пыль с мебели и т. п.). У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи, совместных действий, наблюдения за чем-то интересным.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьей. Единая линия в требованиях, в создании условий совершенно необходима для выработки и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков.

Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят.

Обратите внимание, что все навыки формируются постепенно, причем лучше заниматься с ребенком в игровой форме. Лучший пример для подражания - это родители, поэтому не забывайте показывать правильный пример. Во время обучения не забывайте о том, что у ребенка уже сейчас сформировались свои вкусы и привычки.

Стоит избегать необоснованного одергивания и поторапливания - пусть ребенок сначала освоит новый навык. Не осуждайте малыша публично за неумение справляться с чем-либо - это нанесет серьезный удар по его самооценке и по желанию продолжать осваивать уроки самостоятельности.

Помните о том, что любой, даже самый незначительный труд должен приносить малышу удовольствие. Поэтому необходимо прививать ему навыки самообслуживания с учетом его возрастных особенностей.

Предлагаю более подробно рассмотреть приемы формирования основных навыков самообслуживания.


Самостоятельное одевание/раздевание

Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.

Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю — так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.

Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.

 

Учимся есть самостоятельно

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие — отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент! Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку — не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.

Первое время кроха будет просто играть с ложкой — помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской. Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (учимся пить из кружки). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.


Приучение к унитазу

Для многих родителей и детей процесс приучения к унитазу может стать настоящим стрессом, если делать все быстро и не обращать внимания на интересы малыша. К унитазу можно приучать, когда ребенок готов к этому. Для одних детей – это может быть от 2 лет, а другие и в 5 с криками и истерикой боятся зайти в туалет. Чаще всего перед освоением унитаза ребенок учится пользоваться горшком. Но иногда, этого не происходит и малыша сразу учат делать это «по-взрослому». После 18 месяцев уже можно пробовать сажать на детское сиденье, но, если ребенок категорически отказывается, придется подождать пока немного подрастет.

 Все новое и неизведанное может испугать малыша. Это и новое помещение – туалет; громкий шум, льющейся воды; непривычно высокое сиденье унитаза; неудачный опыт. Когда ребенок вначале учится пользоваться горшком, часто родители прибегают к разным хитростям: дают игрушку, включают мультфильмы, позволяют ставить горшок в любом месте квартиры — только чтобы ребенок сидел. А унитаз установлен в туалете, и его не переместить. Неожиданный громкий шум воды может испугать малыша и надолго отбить охоту приближаться к туалету. Чтобы привыкнуть к новому сидению, нужно немного времени. Хорошо если оно будет удобное для ребенка. Неудачный опыт запоминается быстро. Если малыш падал с унитаза; его насильно заставляли сидеть, ругали, стыдили или наказывали – ребенок вряд ли согласиться снова это попробовать.

Как правильно начинать приучать ребенка к унитазу:

  1. Вначале нужно ребенку рассказать о том, что он подрос и уже нужно пользоваться унитазом. Вместе рассмотреть новый предмет, обстановку туалета. Для ребенка постарше неплохо придумать сказку, например, о том, как его любимый герой мультфильма научился ходить на унитаз;
  2. Позаботиться о детском сиденье. Неплохо вместе выбрать и купить его с малышом. Оно должно быть безопасное в использовании. Есть разные варианты: от самых простых накладок на унитаз до конструкций с лестницей, ручками и спинкой, подставками для ножек.
  3. Если ребенок четко умеет рассказать, что ему пора в туалет – хорошо. Если нет, то следим за поведением, и высаживаем после сна, после приема пищи, если ребенок присаживается;
  4. Нужно быть рядом с малышом, помочь раздеться, сесть на сиденье. Следить, чтобы не упал;
  5. Проявлять терпение;
  6. При неудачах нельзя ругать и наказывать ребенка, закрывать и оставлять одного в туалете;
  7. Удобно пользоваться специальными трусиками;
  8. Все взрослые члены семьи должны следовать одной цели, то есть если дома садят на унитаз — в гостях у бабушки не нужно предлагать ребенку других вариантов;
  9. При категорическом отказе не заставлять ребенка. Нужно на некоторое время «забыть», а через время пробовать снова.


Учимся умываться

Водные процедуры сопровождают Вашего малыша с первых дней жизни. Сначала Вы купаете младенца в ванночке, потом уже подросший ребенок начинает сам плескаться в воде. И тут очень важно не упустить момент и превратить обычную игру в осмысленный процесс умывания.

Для начала надо понимать, что простое промывание глаз теплой водичкой  по утрам – это еще не умывание. Дело в том, что по утрам детская кожа не дышит, так как за ночь поры забились секретом сальных желез. И утреннее умывание призвано не только прогнать остатки сна, но и освободить поры, дав коже возможность дышать и нормально выполнять свои функции.

Начинать обучение следует как можно раньше. Если Ваш ребенок, стоя на скамеечке, уже может дотянуться до струи воды из-под крана, значит, пришло время научить его самостоятельно умываться. В процессе обучения не бойтесь детской самостоятельности, просто помогайте ребенку, когда он не знает, что делать дальше. Сначала  покажите малышу самые простые действия: как намочить руки и потереть ладошки друг о друга, как набрать в горсть воды и умыть ею лицо, как взять в руки зубную щетку и так далее. Довольно скоро (через месяц-два) у ребенка выработаются весьма прочные навыки умывания, что позволит Вам усложнить задачу и научить его пользоваться мыльными принадлежностями и чистить зубы.

Для умывания рекомендуется пользоваться детским мылом. Причем, будет лучше, если Вы выберете для своего ребенка крем-мыло. В отличие от обычного туалетного мыла, крем-мыло содержит в своем составе увлажняющие компоненты, которые делают уход за кожей более мягким. Такое мыло нежно очищает и не сушит кожу.

В конце умывания каждый раз обязательно напоминайте ребенку, что необходимо вытираться полотенцем. Покажите, как это правильно делать и не забывайте постоянно поощрять малыша, когда он сам сделает все правильно. Или не очень правильно, но зато с усердием и старанием. Ребенку очень важна похвала взрослого и осознание того, что он сам уже большой настолько, чтобы справляться самостоятельно с такими важными делами.

Чистим зубы

Перед тем, как научить ребенка чистить зубы, запаситесь терпением. У крохи не все получится с первого раза. Нелегко будет и завлечь его. Будьте готовы к этому. Это не говорит о том, что вы должны потакать малышу, игнорировать неправильный уход за зубами. Проявите максимальную настойчивость, но без истерик и криков;

Не награждайте ребенка за чистку зубов! Он должен понять, что это обязательная ежедневная процедура. Если вы будете награждать его за это, то выполнять он ее будет от случаю к случаю. Не торопите малыша, если у него что-то не получается. Хвалите и подбадривайте его;

Делайте все вместе. Личный пример родителей мотивирует ребенка больше, чем уговоры и просьбы. Превратите чистку зубов в ежедневный совместный ритуал;

Сходите к стоматологическую клинику. Это необходимо не только для профилактического осмотра, но и для получения необходимых навыков. В детских клиниках малышам показывают специальные мультфильмы, обучают чистке зубов на муляжах. Здесь же можно купить принадлежности для ухода за ротовой полостью, игрушки с большими зубами, которые будут «помогать» малышу ухаживать за зубками в домашних условиях;

Отмечайте успехи. Купите большой ватман, украсьте его вместе с ребенком. Оставьте место для наклеек и фантов. Их малыш будет клеить сюда каждый раз после того, как у него получилось правильно почистить зубы. В конце наградите его небольшим призом;

Мотивируйте. Крики и принуждение вряд ли вызовут у ребенка желание чистить зубы. Хвалите за каждый успех. Превратите чистку в интересную игру;

Разнообразие. Малышам быстро надоедают даже самые интересные игрушки. Что уж говорить о зубной щетке и пасте. Приобретите несколько видов средств гигиены, чтобы ребенок мог выбирать;

Соревнование. Это отличная разновидность мотивации. Посоревнуйтесь с ребенком, у кого после чистки будут белее зубы. В качестве приза используйте что-то полезное – яблоко, банан и т.д.;

Уход за игрушками. Лучший способ научиться чистить зубы – ухаживать за игрушечными друзьями. С этой целью лучше использовать игрушки из твердых материалов;

Предложите ребенку брать с собой игрушку и проводить процедуру вместе с ней.

Чтобы закрепить успех обучения навыкам самообслуживания, хвалите ребенка. Когда мама постоянно восхищается им, то он чувствует колоссальную поддержку: «Какой ты большой и сильный!», «Ты так хорошо покушал», «Ты так быстро бегаешь». И тогда малыш понимает, что он - самый-самый.

Пока ребенок практикуется, не оставляйте его без присмотра. Обсудите с ним границы дозволенного. Расскажите, почему ему небезопасно резать мясо или включать плиту.

Скорее всего, запреты ему не понравятся (учитывая бунтарский возраст), но в результате Ваши правила он усвоит.

Помните о том, что каждый ребенок - индивидуален. Нельзя сказать, что в одном возрасте все умеют одно и то же. Главное, чтобы ребенок хоть что-то пытался делать самостоятельно, а Ваша задача - предоставить ему максимальную поддержку и помощь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективные методы и приёмы в процессе воспитания навыков самообслуживания у детей раннего и младшего возраста"

Статья на тему: "Эффективные методы и приемы в процессе воспитания навыков самообслуживания у детей раннего и младшего возраста"...

Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»

Цель данного анкетирования: выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста ...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...

Статья "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности"

Актуальность формирования культурно - гигиенических навыков исходит из общественного заказа на физически развитого, владеющего основными культурно -гигиеническими навыками ребенка к концу дошкольного ...