Статья "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности"
статья

Актуальность формирования культурно - гигиенических навыков исходит из общественного заказа на физически развитого, владеющего основными культурно -гигиеническими навыками ребенка к концу дошкольного возраста, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания – неотъемлемая часть культуры поведения. Особенно важно запустить этот процесс в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит формирование основных личностных образований. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с синдромом Дауна является жизненно необходимым. От развития этих умений и навыков зависит самостоятельность детей с особенностями в развитии в будущем, качество их жизни и жизни их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности

Рыжова Любовь Анатольевна,

заместитель заведующего по ВМР

Павлова Ирина Игоревна,

 воспитатель МБДОУ № 84

г. Красноярск

Актуальность формирования культурно - гигиенических навыков исходит из общественного заказа на физически развитого, владеющего основными культурно -гигиеническими навыками ребенка к концу дошкольного возраста, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания – неотъемлемая часть культуры поведения. Особенно важно запустить этот процесс в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит формирование основных личностных образований. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с синдромом Дауна является жизненно необходимым. От развития этих умений и навыков зависит самостоятельность детей с особенностями в развитии в будущем, качество их жизни и жизни их родителей.

        При формировании культурно - гигиенических навыков педагог ориентируется прежде всего на особенности детей с синдромом Дауна, на его «сильные» стороны. Большинство «солнечных» детей хорошо усваивают информацию, если она представлена визуально с вербальным подкреплением, а также достаточно хорошо копируют действия по образцу. Образцом при формировании культурно - гигиенических навыков в комбинированной группе может служить как действия педагога, так и действия нормативно развивающегося сверстника.  

        Мотивировать детей с ОВЗ на выполнение действий можно через похвалу и поощрение. Словесное и тактильное поощрение ребенка увеличивает вероятность повторения положительного поведения ребенка. Мягкое, эмоционально положительное, поощряющее общение с ребенком, а также игровые приемы увеличивают заинтересованность ребенка в достижении результатов.  «Солнечных детей» возможно научить самостоятельности, сначала оказывая помощь только по необходимости, постепенно уменьшая ее.  

Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна в группе комбинированной направленности происходит поэтапно по нескольким направлениям:

- Формирование навыка умывания.

         Каждый навык разбивается на цепочку последовательных действий. При формировании навыка умывания это: подойти к раковине - засучить рукава - намочить руки - взять мыло - намылить руки - потереть руки - смыть мыло - найти свое полотенце и взять его - вытереть руки - повесить полотенце. В зависимости от возраста ребенка, уровня его самостоятельности в цепочку навыков вносится действие «включить и отрегулировать воду».

На первом этапе используется прием «рука в руке». Педагог встает позади ребенка, берет его руку в свою и физически помогает совершить действие, направляя руку ребенка в правильном направлении. При выполнении цепочки действий обращаем внимание ребенка на пиктограммы - картинки с изображением действий и раскладываниями действий на операции.  Чтобы ребенок понимал, что от него требуется, необходимо учить его в разных ситуациях тереть руки друг об друга: вытирать руки салфеткой, стряхивать песок, раскатывать колбаски из пластилина, соленого теста, мять бумагу и т.д..

- Формирование навыков одевания.

Данный навык разделяется на разновидности: «Снимает и одевает носки», «Снимает и одевает обувь», «Снимает и одевает носки» и т.д.. Предварительно в совместной игровой деятельности педагог отрабатывает действия с ребенком: расстёгивает и застегивает липучки, пуговицы, кнопки на тренажерах, игрушках, стягивает носки с куклы и т.д..  Для овладения каждым навыком аналогично предлагается цепочка действий. Педагог предлагает ребенку выполнить первые действия по цепочке, все остальные – завершает с помощью взрослого. Также педагог может начинать выполнять цепочку действий, а завершает ее ребенок самостоятельно либо с небольшой помощью взрослого.  Таким образом количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается. Педагог делает привлекательной для ребенка необходимость раздевания и одевания. Например, «мы пойдем все вместе гулять», «будем качаться, играть на улице».

- Формирование навыка принятия пищи.

При формировании этого навыка учим детей садиться за стол вместе со всеми детьми, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, есть аккуратно. Отработка каждого навыка аналогично предыдущим раскладывается на отдельные действия. Например, взять ложку - опустить ложку в тарелку - зачерпнуть еду - донести ложку до рта, не переворачивая - снять губами пищу - закрыть рот - прожевать и проглотить. Место принятия пищи в группе у ребенка с ОВЗ должно быть постоянным.  В совместной игровой деятельности педагогом отрабатываются навыки. Можно предложить ребенку наколоть на вилочку пластилин, отвинчивать крышки, опускать монетки в копилку для тренировки поворота запястья, кормить куклу, имитировать прием пищи в игровой деятельности.

Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в комбинированной группе требует создания специальных условий.  Достичь результатов в формировании навыков с «особыми» детьми возможно только при условии систематической их отработки. Для этого требуется организовать взаимодействие между воспитателем, специалистами коррекционной педагогики и родителями ребенка. Для понимания актуального уровня развития каждого навыка и планирования «зоны ближайшего развития» ведутся карты наблюдений по каждому навыку. Необходимым условием является и создание развивающей среды, стимулирующей формирование навыков. Это схемы поэтапного выполнения умывания, одевания и т.д., игры для отработки навыков «Одень куклу», «Застегни пуговицу» и др.. Педагогу группы необходимо организовать сопровождение ребенка во время проведения режимных моментов. Сопровождающий ребенка с ОВЗ взрослый должен оказывать словесную и необходимую физическую помощь.  При этом можно и нужно организовывать помощь сверстников.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна является жизненно необходимым условием качественной жизни ребенка с ОВЗ в дальнейшем.  При условии организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников с ОВЗ возможно достичь положительных результатов в формировании навыков.

        

Список литературы:

  1. Бондаренко Н.А. Формирование культурно-гигиентических навыков у детей с ТМНР/ Н.А. Бондаренко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый – 2018 - № 6 (192) – С. 168-170.
  2. Жиянова П.Л. Я все смогу! Таблицы навыков и компетенций. Методическое пособие для специалистов и родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2017 – 104 с..
  3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (26) Автор: Сереброва Я. М., Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
    Источник
    https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/osobyy-rebenok-v-gruppe-zarubezhnyy-opyt-vklyucheniya-detey-s-sindromom-dauna-v-doshkolnuyu-sredu/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

НАБЛЮДЕНИЯ по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет (II группа раннего возраста №1)

НАБЛЮДЕНИЯ по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет2018-2019 уч.год...