Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Трапезникова Ольга Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста».

Фольклор - это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка, песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.)

Небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей, называются малыми жанрами фольклора или детским фольклором, поскольку такие народные произведения входят в жизнь ребенка очень рано, задолго до овладения речью. Знакомство с ними обогащает чувства малыша, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

Малые жанры фольклора включают в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки, считалки, скороговорки, заклички, загадки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.

Потешка — элемент педагогики, песенка - приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Примеры:

Потешки:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Ах, ты, совушка - сова,ты, большая голова! Ты на дереве сидела, головою ты вертела —

Во траву свалилася,в яму покатилася!

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!

Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Баба сеяла горох,  прыг-скок, прыг-скок! Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок!

И сказала деду: «Ох!» Рассыпался горох — На семьдесят дорог!

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки – числовки, считалки - заменки и заумные считалки.

Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.   Кот пошёл за молоком, а котята кувырком.

Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха.

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Возле грядки - две лопатки, Возле кадки - два ведра. После утренней зарядки мы работали на грядке –

И посадкивсе в порядке,Их теперь полить пора!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

Знакомя детей с малыми жанрами фольклора, мы обогащаем их речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Вот некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные моменты:

Утренний приём

Доброе утро, зайка мой! Доброе утро, Алёшенька, дорогой!

Я Алёшеньку люблю, ему песенку пою!

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Коленька хороший, Коленька пригожий!

Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,

Принесёт орешки, для маминой потешки!

Ой, люшеньки - люшки! Нашему Илюшке – доброе утро!

Доброе утро! С шутами, с прибаутками!

Умывание

В руки мыло мы возьмём, и водичкою польём. Моем руки чисто, чисто,

А потом лицо умоем, носик тоже мы промыли. Полотенцем вытирались, на себя мы любовались!

Еда

Варись, варись, кашка, в голубенькой чашке, Варись поскорее, булькай веселее.

Варись кашка сладка, из густого молока, да из мелкой крупки. У того, кто кашку съест, вырастут все зубки!

Одевание

Настенька мала, на ней шубка аленька, Опушка бобровая, Настя чернобровая.

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться. Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай!

Сон

Вот и люди спят. Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, лисы - на горочках.

Зайцы спят на травушке, утки - на муравушке. Детки все по люлечкам.

Спят – поспят, всему миру спать велят!

Пробуждение

Детки просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь. Мы простынки поправляем: вот так, вот так,

Мы кроватку заправляем: вот так, вот так. Одеялко мы поправим: вот так, вот так,

И постельку мы заправим: вот так, вот так!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»  «Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"...

Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста

Материал предназначен для родителей ДОУ....

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»....