Каков должен быть выпускник детского сада?
консультация (подготовительная группа)

Саморядова Наталья Сергеевна

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakov_dolzhen_byt_vypusknik_detskogo_sada.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Каков должен быть выпускник детского сада?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе чужими, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в обучении грамоте, чтения, математике, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Учитывая, требования ФГОС: дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования. Поэтому необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Мы, педагоги, дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить  дошкольников к систематическому учению. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте. Обучение грамоте является одной из ступенек в подготовке детей к школе. В нашем детском саду более  открыт и функционирует кружок «Интеллектуальная мастерская». Обучение ведется по программе «В школу с радостью! Готовим детей к школе»авторы-составители: Зайцев В. В.Михайлова Л. С. и др. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.

В программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания печатных букв. Планируются занятия по обучению грамоте с использованиемзвукобуквенного анализаслов и закрепление  работы по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.

Буквы изучаются по блокам: гласные; сонорные согласные; звонкие, глухие согласные; двузвучные гласные; шипящие согласные; ь, ъ.

Дети ведут тетради, учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.

Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Понимая, что для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Содержание нашей работы основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей.

На занятиях центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Практика показала, что перспективным и важным является проблемно-поисковый метод обучения дошкольников.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Занимательный математический материал представлен в программе:

1. Математическими развлечениями (загадки, задачи-шутки, кроссворды, математические квадраты, «Танграм», «Пифагор» и т. д.).

2. Математическими играми, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. («Чудо-мешочек», «Что изменилось?», «Чем отличаются» и другими.)

3. Дидактическими играми и упражнениями, основное назначение которых – обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т. д., а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Поскольку трудности усвоения математических знаний у младших школьников часто вызваны несформированностью в дошкольном возрасте пространственного и аналитического мышления, на занятиях включаются игровые задания «Изображения фигуры под диктовку учителя», «Вышивание крестикоми в тетради в клетку»

Система уроков построена блочно. Первый и самый большой блок «Величина». Это не случайно, так как знакомство с величиной, формой и пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, и он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать потребность в счете.

На уроках дети учатся определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. От практического сравнения величины ребенок пойдет дальше к познанию количественных отношений «больше – меньше», «равенство – неравенство».

Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже», «больше – меньше» позволяет показать скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

На занятиях в блоке «Величина» вводят понятие условной меры.

Дети учатся измерять предметы, при этом мера может быть равна одному из предметов или части предмета, укладываясь в нем несколько раз.

Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, с помощью которых можно определить форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарного геометрического мышления.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети умели определять форму, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее в других предметах. Этому помогают игры «Чудесный мешочек», в которой дети по указанию взрослого на ощупь находят предметы овальной, круглой, цилиндрической формы. Или другой вид задания: дорисовать и увидеть в заданных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, ромбе и других) какие-то предметы. И здесь одни дети в круге видят мяч или солнышко, другие – мордочку животного, у третьих – это фрагмент орнамента большого ковра. Все зависит от степени развития воображения у ребенка.

Не менее существенна и пространственная ориентация детей, так как в это понятие входит оценка величин предметов, их форм, взаиморасположения и положения относительно субъекта. И здесь дети пользуются словесной системой отсчета, ориентируясь на основе пространственных направлений: вперед – назад, вверху – внизу, слева – справа. Перед детьми 6–7 лет ставится новая задача – учиться ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. В заданиях типа: «Угадай, где что находится», «Отгадай, кто где стоит», «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», «Молчаливая страница», «Расскажи про свой узор» – у детей формируется пространственная ориентация в окружающей среде, в специально созданной ситуации, ориентация на листе тетради.

Знакомство с математическими отношениями и измерениями величин существенно облегчает понимание следующего блока программы «Порядковый и количественный счет, выполнение арифметических действий» в работе с дошкольниками.

Практика показала, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, когда знания даются не в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости. Такие задания, как «Разное – одинаковое», «Поиск девятого», «Лабиринт», помогают развитию аналитических способностей детей, логического и пространственного мышления.

Третий блок«Подготовка и решение арифметических задач»своей целью имеет обучение учащихся подготовительных групп анализу задач и решению их.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, у них складывается положительное эмоциональное отношение к деятельности, проявляются нравственно-волевые усилия. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими действиями, требующими проявления нравственно-волевых усилий при подборе и складывании новых фигур-силуэтов из «Танграма», «Пифагора», и мыслительными: предугадывание результата, обдумывание хода, предположение решения. При этом дошкольникам свойственно догадываться о какой-то части решения. Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Каким должен быть современный старший воспитатель ДОУ» - Ксения Юрьевна Белая

Ксения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образованияМосковского института открытого образования, заслуженный учитель РФ делится своими на...

Мечты педагога, или каким должен быть современный детский сад

Общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены, прежде всего, на формирование человека 21 века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильн...

Консультация для родителей "Каким должен быть выпускник детского сада?"

Цель: познакомить родителей с основными аспектами готовности ребенка к школе, дать рекомендации по подготовке детей в школу....

Каким должен быть выпускник детского сада?

В статье пойдет речь о характерристиках, которыми должен обладать выпускник детского сада....

Каким должен быть детский огород на окне?

Каким же должен быть огород на окне...?...