Консультация для родителей. Адаптация ребенка к детскому саду.
консультация (младшая группа)

Савицкая Ирина Николаевна

Консультация для родителей. Адаптация ребенка к детскому саду. 

Подготовила Савицкая Ирина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Адаптация ребенка к детскому саду.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии.

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитие ребенка: в его речи, в навыках, умениях, игровой деятельности.

Представьте себе, что:

  • Вы живете в небольшом уютном городке, где все друг друга знают, все связаны давними и прочными узами… И вдруг вас перевозят в большой город, в большой многоэтажный дом, где все незнакомо и непривычно. Вам одиноко и грустно, вы дезориентированы;
  • Вы должны в одиночку отправиться в чужую страну, языка которой почти не знаете. Вы плохо представляете нравы и обычаи ее обитателей, опасаетесь, что кормят только морковью и манной кашей и заставляют спать целый день. Вы уверены, что чужих там не слишком любят. И вообще не известно, вернетесь ли вы домой, увидите ли снова своих близких.

У взрослых такая перспектива вызвала бы, по меньшей мере, большое волнение, многие вообще отказались от такого сомнительного удовольствия.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Это состояние было описано еще в 1848 году как болезнь «тоска по дому».

Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребенка. Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с близкими людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что  скажут тети-воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу?»

Стойкий и отрицательный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и  сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь, домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна часто вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.

1-я особенность адаптации: ребенок находится в состоянии срыва динамических стереотипов. Происходит ломка старых и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

2-я особенность: стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы организма. В организме вырабатывается «гормон борьбы» норадреналин. В период адаптации дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает.

3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные  силы ослабевают. И чаще всего, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.

У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляются в сроках нормализации поведения, в частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуации включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца);

– временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней);

– неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;

– характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

– функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца. Если данный этап растягивается до 30 – 40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей 1,5 лет. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.

I этап – подготовительный.

Его следует начинать за 1 – 2 месяца до приема ребенка в детский сад. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, как он засыпает, как его ласково называют дома.

III этап – заключительный.

Ребенок посещает по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Рекомендации родителям.

Как вести себя с ребенком:

– показывать ребенку его новый статус (он стал большим);    

– не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

– обратить внимание на положительный климат в семье;

– следует снизить психологическую нагрузку;

– сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка;

– при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней;

– заранее ввести все новые моменты в режиме  дня в детском саду в распорядок дня дома;

– подчеркивать, что ваш ребенок, как и прежде, дорог вам и любим.

Как не надо:

– отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

– не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

– препятствовать контактам с другими детьми;

– увеличивать нагрузку на нервную систему;

– одевать ребенка не по сезону;

– конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

Литература

  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»).
  2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
  3. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / авт.-сост. О.Е.Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154 с.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада""

1. Правила адаптации.2. Первый в жизни коллектив.3.Ох уж этот режим.4.Рекомендации родителям  Консультация для родителейПервый в жизни коллектив.Правила адаптации...

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/сад-14 г.Кропопкин.

Консультация для родителей "Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ Црр д/сад-№14....

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, котор...

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Проходит лето. Все чаще взрослые задумываются о том, отдавать ли полуторагодовалого малыша в дошкольное учреждение или же продолжать воспитывать его дома. Многочисленные исследования российских и...

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» из опыта работы

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «п...

Консультация для родителей «Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду»

  Один из важнейших методов коррекции – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском ...