РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс
рабочая программа

Немов Сергей Константинович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_muz3kl.doc177.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

Утверждена приказом  по школе

№____________

от «___» ___________ 200 __г

Рассмотрена

На заседании научно-методического совета

протокол № ____________      

от «___» ____________ 200__  г.

Согласована

Председатель экспертной комиссии

____________  Ф.И.О.

(подпись)

«___» ______________ 200__  г.

                                        

Рабочая программа учебного курса

 «Музыка» во 3 классе

 

                                                                                                          Учителя:
 

20__ г.

Пояснительная записка.

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 3 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера;  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);
  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • Метод эмоциональной драматургии;
  • Метод создания «композиций»;
  • Метод игры;
  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабора-торные

 и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

№1. “Россия – Родина моя” 

5 ч.

II.

№2. “День, полный событий”

4 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

III.

№3. “О России петь – что стремиться в храм”

7 ч.

1ч.

Тестирование

IV.

№4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3 ч.

V.

№5. “В музыкальном театре”

6 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

VI.

№6. “В концертном зале”

4 ч.

VII.

№7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5 ч.

1ч.

Тестирование

Итого

34 ч.

4 ч.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений:

Тема урока

Содержание урока

Дидактические единицы (курсивом)

Музыкальные произведения

1.1.

Русская профессиональная музыка.

Русская профессиональная музыка.

Отличительные черты русской музыки.

Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Выразительность и изобразительность в музыке. Определение характера, выразительных средств музыки.

Викторина на узнавание знакомых мелодий, сравнение песенных мелодий лирического характера.

1.«Музыканты» нем. нар. песня.

2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части «Симфонии № 4».

3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Осень» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.

4.Дубравин, сл. Суслова «Всюду музыка живет».

1.2.

Вокальная музыка.

Образная природа музыкального искусства. Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: женские, мужские - сопрано, баритон.

Сравнение музыкальных образов и выразительных средств романсов на основе метода «тождества и контраста».

Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

1.Романс «Благословляю вас, леса» П. И.Чайковского, стихи А.К.Толстого.

2.Романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова, стихи А.К. Толстого.

3.Романс «Жаворонок»

М.И. Глинки, стихи Н. Кукольника.

4.Фрагмент «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»).

1.3.

Русская народная музыка.

Русская народная музыка.

Исполнители – мужской хор (а capella.) Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.

1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.).

2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).

3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

1.4.

Различные виды музыки: вокальная, хоровая.

Различные виды музыки: вокальная, хоровая. Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна.

Определение «кантаты». Представление о многообразии форм, 3-х частная форма

Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Сопоставление картин, определение основной идеи.

1.«Патриотическая песня» М.И. Глинки.

2.Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).

3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», фрагмент живописного батального полотна В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

4.Народные солдатские песни «Славны были наши деды».

1.5.

Представление о многообразии музыкальных жанров - опера.

Представление о многообразии музыкальных жанров  опера. Певческие голоса: мужские – бас.

 Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями.

Характерные особенности колокольных звонов – благовест.

Отличительные черты русской музыки.

1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…».

2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».

3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».

4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.

1.6.

Интонация и развитие в музыке.

Интонация и развитие в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).

Принципы музыкального развития.

Развитие зерна-интонации.

Имитация дирижерского жеста.

Сравнение произведений русских и западноевропейских композиторов, посвященных образам природы.

1.«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

2.Э.Григ. Пьеса «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

3.Э.Григ «Заход солнца».

4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина».

 «Рассвет на Москве-реке». 5.«Добрый день» А. Дубравина, «Утро» А. Парцхаладзе, «Доброе утро» Д. Кабалевского из кантаты «Песни утра, весны и мира».

1.7.

Выразитель-ность и изобразитель-ность в музыке.

Выразительность и изобразительность в музыке.

 Соединение изобразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. Викторина, определение характера зерна-интонации.

Сравнение музыкальных характеристик, пластические этюды по изображению разных персонажей.

1.С.С. Прокофьев «Болтунья»,

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео  Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк». 

2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка».

3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка».

4.«Слон и скрипочка» В. Кикты (слова В. Татаринова), «Лошадки» Ф. Лещинской (слова Н. Кучинской),  хор «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.

1.8.

Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности) Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П.

Речитатив, интонационная выразительность.

Сравнительный анализ произведений на основе метода «сходства и различия».

Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

1.Две песни из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского – «С няней» и «С куклой».

2.«Нянина сказка» П. Чайковского (из «Детского альбома») и «Сказочка» С. Прокофьева (из «Детской музыки»).

3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

1.9.

Образная природа музыкального искусства.

Образная природа музыкального искусства. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

 Контраст в музыке. Сравнительный анализ контрастных произведений на основе «метода сходства и различия».

Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям.

1.«Утро» и «Заход солнца» Э. Грига.

2.«Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» П. Чайковского.

3.«Тюильрийский сад» и «Вечерняя  песня» М. Мусоргского.

4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан.

2.1.

Музыкальные инструменты.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая. Музыкальные инструменты. Знакомство с жанром прелюдии, определение тембра клавесина.

Певческий голос: дискант.

Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

1.«Аве Мария» Ф. Шуберта. 2.«Сикстинская мадонна»  Рафаэля Санти.

3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

4.«Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинова.

5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова.

6.В. Гаврилин «Мама».

7.Исполнение песен о родном крае, о природе.

2.2.

Музыка народная и профессиональная.

Музыка народная и профессиональная.

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Подбор образных характеристики к произведениям духовного искусства.

1.«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

2.Икона «Богоматерь Владимирская».

3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери.

4.Народное песнопение о Сергии Радонежском.

5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).

6.В. Гаврилин «Мама».

2.3.

Композитор – исполнитель – слушатель. 

Композитор – исполнитель – слушатель Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве. Сравнение содержания, определение эмоционального строя, подбор знакомых произведений, созвучных картинам.

1.К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и

 О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

2.Ч. Биксио «Мама».

3. В. Гаврилин «Мама».

2.4.

Представление о многообразии музыкальных жанров.

Представление о многообразии музыкальных жанров.  Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения.

Музыкальные особенности жанра величания.

1.Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера.

2.Якушенко,сл. Петровой «Розовая песенка», Казенин, сл.Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».

2.5.

Сочинения профессиональ-

ных композиторов.

Сочинения профессиональных композиторов.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Интонационно-образный анализ произведений на основе «метода сходства и различия».

1.«Вербочки»Гречанинова и Р. Глиэра.

2.Якушенко, сл. Петровой «Розовая песенка», Казенин, сл. Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».

2.6.

Песенность – как

основное свойство русской музыки разных жанров.

Музыка народная и профессиональная.

Различные виды музыки: вокальная, сольная, хоровая. Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения.

Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…».

2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире».

4.«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова

2.7.

Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе.

  Тестирование учащихся.

Фрагменты этой сказки: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами); исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»);

 пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки»: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского.

3.1.

Музыкальный фольклор народов России.

Музыкальный фольклор народов России Народные музыкальные традиции родного края. Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Исполнение былин a capella, работа над кантиленой, с имитацией игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Музыкальная имитация тембра гуслей.

1.«Былина о Добрыне Никитиче».

2.«Былина о Садко и Морском царе».

3.Картина К. Васильева «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь.

4.«Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В. Кикты.

5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой».

6. Былина «То не белая береза».

3.2.

Представление о многообразии музыкальных жанров – опера.

Представление о многообразии музыкальных жанров -  опера. Музыкальные инструменты – арфа – гусли.

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Разучивание главных мелодий песен Садко, определение жанровых особенностей.

Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано.

Народные напевы в оперном жанре.

Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

1.Песня Баяна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

2.«Ой ты, темная дубравушка» (протяжная), «Заиграйте, мои гусельки!» (плясовая), «Высота ли, высота поднебесная…»(былинный напев с хором) из оперы Римского-Корсакова «Садко».

3.3 песня Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля».

5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».

3.3.

Музыкальный фольклор народов России в профессиональной музыке.

Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов Представление о многообразии музыкальных жанров – опера.

 Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре.

Определение характерных интонаций, ладовой окраски, жанровых особенностей масленичных песен.

Исполнение с сопровождением  простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

1.Б.Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье».

2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике.

Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

3.4.

Представление о многообразии музыкальных жанров -  опера.

Сочинения профессиональных композиторов. Представление о многообразии музыкальных жанров: (опера). Певческие голоса: детские, женские, мужские. Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

1.«Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

2.Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

3.«Каватина Людмилы» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

3.5.

Представление о многообразии музыкальных форм – рондо.  

Представление о многообразии музыкальных форм - рондо.

Певческие голоса – мужские. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: бас.

Определение формы рондо.

1.Сцены Наины и Фарлафа и «Рондо Фарлафа» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

2. «Увертюра» к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

3.Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова М. Пляцковского), Г. Гладков «Песня-спор» (слова В. Лугового) и др.

3.6.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад[1]).

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад[2]).

Контраст в опере. Определение выразительных средств оперных номеров, сопоставление по контрасту.

Знакомство с музыкальной характеристикой Снегурочки.

1.Фрагменты из оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия».

2.Фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцену таяния Снегурочки.

3.Картина В. Васнецова «Снегурочка».

3.7.

Песенность, танцевальность, маршевость – как основные черты русской музыки.

Песенность, танцевальность, маршевость – как основные черты русской музыки. Сравнение сходных приемов развития музыки для передачи особенностей характеров оперных персонажей (на примере образа царя Берендея).

Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

1.Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».

2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея».

3.«Шествие царя Берендея».

4.«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

5.«Пляска скоморохов».

6.Заключительный хор из оперы  «Свет и сила, Бог Ярило».

7.Песня «Я рисую море» В. Тугаринова (слова Вл. Орлова

3.8.

Интонация и развитие музыки в опере.

Интонация и развитие музыки в опере.   Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.

Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

1.Вступление к опере-былине «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

3.Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского.

4.«Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского.

5.Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского.

3.9.

Представление о многообразии музыкальных жанров -   мюзикл.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; мюзикл,) Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между двумя жанрами – детской оперы и мюзикла. Определение характерных черт мюзикла.

Разучивание фрагментов, пение под фонограмму.

1.Песенка о звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса.

2.Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.

3.Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова.

3.10.

Инструментальная музыка.

Различные виды музыки: инструментальная; оркестровая. Определение жанра концерта. Музыка народная и профессиональная. Представление о многообразии музыкальных форм  (вариации). 

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

1.Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова.

1.Украинская народная песня-закличка «Веснянка».

2.«Концерт № 1» для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

3.Шуточная песня «Наш оркестр» Е. Адлера (слова В. Семернина) или «Песенка про оркестр» С. Важова (слова М. Яснова).

4.1.

Вокально – симфоническая музыка.

Различные виды музыки: вокальная, сольная, оркестровая. Определение жанра сюиты. Представление о многообразии музыкальных форм  вариации. Особенности вариационного развития. Интонация и развитие в музыке. Интонационно-образный анализ пьес и сопоставление трех пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига к драме Г. Ибсена.

1.«Утро».

 2.«Утро» А. Парцхаладзе, «Добрый день» Я. Дубравина.

3.«В пещере горного короля».

4.«Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг».

5.Шаповаленко, сл. Вратарева «Два веселых маляра».

4.2.

Композитор – исполнитель – слушатель.

Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр симфонии. Песенность, танцевальность, маршевость.

Интонационно-образный анализ тем.

Определение трехчастной формы 2 части.

Черты траурного марша.

1.Фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена: 1 и 2 части.

2.«Похороны куклы» П. Чайковского из «Детского альбома», тема 1-й части «Сонаты № 14» («Лунной») Л. Бетховена.

3.«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.

4. Песня «Сурок (русский текст Н. Райского).

4.3.

Образцы симфонической музыки.

Композитор – исполнитель – слушатель. Образцы симфонической музыки. Представление о многообразии музыкальных форм -  вариации

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена.

Повторение формы вариаций.

Интонационное родство частей симфонии.

1.Фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена:

финал симфонии.

2.«Контрданс» Бетховен.

3.1-я часть «Сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно»,  «К Элизе», песня «Сурок».

4.4.

Представление о многообразии музыкальных жанров - мюзикл.

Представление о многообразии музыкальных жанров, мюзикл

Определение главной мысли,  сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

Определение характерных элементов джазовой музыки.

1.«Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна (русский текст П. Синявского), «Чудо-музыка» Д. Кабалевского (слова З. Александровой.

2.«Звуки музыки» Р. Роджерса (русский текст М. Цейтлиной) и «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова (слова Ю. Энтина).

3.«Острый ритм» (русский текст А. Струкова) и «Колыбельная Клары» из оперы « Порги и Бесс».

4.5.

Композитор – исполнитель – слушатель.

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г. Свиридова  и С. Прокофьева на основе  интонационно-образного анализа.

Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

1.«Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

2.«Запевка» (стихи И. Северянина).

3. «Снег идет» – часть из «Маленькой кантаты» (стихи Б. Пастернака)

4. «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий» С.С.Прокофьева.

5.С. Прокофьев («Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка»), М. Мусоргский («Рассвет на Москве-реке») и Э. Григ («Утро»),

4.6.

Композитор – исполнитель – слушатель.

Композитор – исполнитель – слушатель.  Интонация и развитие в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. 

 Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И.Чайковского, В.А.Моцарта.

Ролевая игра «Играем в дирижера».

1.Норвежская народная песня «Камертон».

2.«Утро» Э.Грига.

3. «Мелодия» П.И.Чайковского.

4.Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро», 1-й части «Симфонии № 40» В.А.Моцарта.

5. «Весенняя песня» или «Колыбельная» В.А.Моцарта.

6.4-я часть (финал) «Симфонии № 40» В.А.Моцарта.

4.7.

Маршевость в сочинениях профессиональных композиторов.

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация и развитие в музыке. Маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад[3]).

Определение гимнического характера, сопоставление произведений на основе интонационно-образного анализа.

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

1.Фрагмент из финала «Симфонии № 9» Л. Бетховена.

2.Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня» М. Глинки.

4.8.

Обобщающий урок.

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация и развитие в музыке.

«Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;
  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Определять средства музыкальной выразительности;
  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Тестирование учащихся III класса

Первое полугодие

Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос 1: Как называется это произведение?

Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?

Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают

образ защитника  Родины? Нужное – подчеркни.

Вопрос 4:  Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.

Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?

Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?

Нужное – подчеркни.

Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».

Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?

 1.       Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.

                                                               И. Бунин

         2.          Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

                      За морями ночлег свой покинуло,

                      На поля, на луга, на макушки ракит

                      Золотыми потоками хлынуло.

                                                                                 И. Никитин

10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился

      на уроках музыки в III классе.

Тест для учащихся  III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)

Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______

     1. Романс «Жаворонок»          Ария Ивана Сусанина          Величание

     2. Чайковский        Прокофьев           Мусоргский               Глинка    

  1. Медленный темп            Напевная мелодия               Мажорный лад    

      Низкий голос (бас)

  1. _______________________________________________________________

         ________________________________________________________________

5. Песня         Симфония           Романс               Кант

     6. Взволнованная мелодия          Быстрый темп             Минорный лад

     7.  Зарубежный              Русский

     8.  В концертном зале         В школе                           В церкви

     9.  Первое                                           Второе

    10.  _______________________________________________________________

          ________________________________________________________________

Тестирование учащихся III класса

Первое полугодие

  1. Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

     Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –

     подчеркни.

     Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического

     характера? Ответ в свободной форме.

  1. Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.

     Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?

     (подчеркни слова – первое, второе).

  1. Чистая дева, скорбящего мать,

            Душу проникла твоя благодать,

                Неба царица, не в блеске лучей –

                             В тихом предстань сновидении ей!

                                                                      А. Фет

  1. Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

 Как бы небесное виденье

 Собою на земле являя…      

                                                Данте

           Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?

           Нужное – подчеркни.

           Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой

           музыке?

  1. Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.

Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.

Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.

Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.

  1. Как ты оцениваешь свои певческие  умения и навыки? Нужное –

     подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить

     уровень развития певческой культуры: отлично + ;  хорошо + –;

     удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и

     оценку учителя.

  1. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.

Тест для учащихся  III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)

Второе полугодие 200__/200__ учебного года

Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______

I.   1. Название ___________________Композитор___________________

     2.  ЛИРИЧЕСКИЙ                ГЕРОИЧЕСКИЙ                СКОРБНЫЙ

     3. _________________________________________________________

         _________________________________________________________

II.  1. Название __________________ Композитор___________________

      2. ПЕСНЯ                                РОМАНС                               МОЛИТВА

      3.  Первое                                   Второе

      4.   Песенность       Мажор      Голос певца        Красота сопровождения  

 5. _________________________________________________________

III.  1.  ГЛИНКА                 ЧАЙКОВСКИЙ                           ГРИГ

  1. Музыкальные инструменты _______________________________

3.  В церкви                      В концертном зале                       В опере        

     На народном празднике  

IV.   Отлично                    Хорошо                              Удовлетворительно

V.    Мои любимые сочинения:___________________________________

   _________________________________________________________

  __________________________________________________________


[1]        Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

[2]        Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

[3]        Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1-4 классы

В документе представлена рабочая программа по музыке 1-4 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс...