Рабочая программа по музыке 1-4 классы
рабочая программа по музыке

В документе представлена рабочая программа по музыке 1-4 классы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе:

-  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

-  Программы. Музыка. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина и др.1-4 класс – М.: Просвещение, 2014 г., УМК «Перспектива».

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

•        воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

•        воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

•        развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

•        накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В программе на изучение музыки отводится:

В 1 классе – 33 часа,

Во 2 классе – 34 часа,

В 3 классе – 34 часа,

В 4 классе – 34 часа.

     Согласно учебному плану МБОУ Школа № 108 «Взлёт» г.о. Самара на изучение предмета отводится: в 1-4 классах 1ч. в неделю

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Программа. Музыка. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина и др.1-4 класс – М.: Просвещение, 2014 г., УМК «Перспектива».

Учебники:

1. Музыка 1 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2015

2. Музыка 2 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-  М.: Просвещение, 2016

3. Музыка 3 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017

4. Музыка 4 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2018

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:         

«Музыка в жизни человека»,

«Основные закономерности музыкального искусства»,

«Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически

сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

1.

Конкурсное занятие .«И Муза вечная со мной!»

1

2.

Творческое занятие. Хоровод муз

1

3.

Импровизирование. Повсюду музыка слышна

1

4.

Игровое занятие. Душа музыки - мелодия

1

5.

Конкурсное занятие. Музыка осени

1

6.

Творческое занятие. Сочини мелодию

1

7.

Сказочное занятие. «Азбука, азбука каждому нужна…»

1

8.

Конкурсное занятие. Музыкальная азбука

1

9.

Путешествие. Музыкальные инструменты. Народные инструменты

1

10.

Творческое занятие. «Садко». Из русского былинного сказа

1

11.

Конкурсное занятие. Музыкальные инструменты

1

12.

Урок – концерт. Звучащие картины

1

13.

Разыграй песню (закрепление изученного материала; урок-игра)

1

14.

Пришло Рождество, начинается торжество

1

15.

Родной обычай старины

1

16.

Добрый праздник среди зимы

1

17.

Край, в котором ты живешь

1

18.

Поэт, художник, композитор

1

19.

Музыка утра

1

20.

Музыка вечера

1

21.

Музыкальные портреты

1

22.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка

1

23.

У каждого свой музыкальный инструмент

1

24.

Музы не молчали

1

25.

Музыкальные инструменты

1

26.

Мамин праздник

1

27.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент

1

28.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины)

1

29.

Музыка в цирке

1

30.

Дом, который звучит

1

31.

Опера-сказка.

1

32.

«Ничего на свете лучше нету...»

1

33.

Афиша. Программа.

1


2 класс

№ урока

Названия разделов, темы уроков

Кол-во часов

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 Ч)

1

Мелодия. Здравствуй, Родина моя!

1

2

Моя Россия.

1

3

Гимн России.

1

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 Ч)

4

Музыкальные инструменты.

1

5

Природа и музыка Прогулка.

1

6

Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши.

1

7

Звучащие картины.

1

8

Расскажи сказку.

1

9

Колыбельные. Мама.

1

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (5 Ч)

10

Великий колокольный звон.

1

11

Звучащие картины

1

12

Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.

1

13

Молитва.

1

14

С Рождеством Христовым! Рождество Христово.

1

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! (7 Ч.)

15

Русские народные инструменты

1

16

Плясовые наигрыши.

1

17

Разыграй песню.

1

18

Музыка в народном стиле.

1

19

Сочини песенку

1

20

Проводы зимы.

1

21

Встреча весны.

1

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (5 Ч)

22

Сказка будет впереди.

1

23

Детский музыкальный театр

1

24

Театр оперы и балета.

1

25

Волшебная палочка.

1

26

Опера «Руслан и Людмила»

1

ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ (8 Ч)

27

Волшебный цветик - семицветик.

1

28

Музыкальные инструменты.

1

29

И всё это – Бах!

1

30

Всё в движении.

1

31

Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32

Два лада.

1

33

Первый.

1

34

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

1

3 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

«Россия – Родина моя!» (5 ч)

1

Мелодия  - душа музыки.

1

2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1

3

«Виват, Россия!»  «Наша слава – русская держава

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

5

Опера «Иван Сусанин».

1

«День, полный событий» (4 ч)

6

Образы природы в музыке. Утро.  

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

9

Обобщающий урок.

1

«О России петь – что стремиться в храм» (6 ч)

10

Образ матери. «Богородице Дево, радуйся!»

1

11

Древнейшая песнь материнства.

1

12

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

1

13

Вербное воскресенье. «Вербочки».

1

14

Святые  земли Русской. «Княгиня Ольга. Князь Владимир».

1

15

Обобщающий урок.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)

16

«Настрою гусли на старинный лад» (былины).  

1

17

Певцы русской старины (Баян. Садко).

1

18-19

Сказочные образы в музыке.

1

20

Народные традиции и обряды. Масленица.

1

«В музыкальном театре» (6 ч)

21

Опера «Руслан и Людмила».

1

22

Опера «Орфей и Эвридика».

1

23

Опера «Снегурочка».  

1

24

Опера «Садко».

1

25

Балет «Спящая красавица».

1

26

В современных ритмах (мюзиклы).

1

«В концертном зале » (3 ч)

27

Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка.

1

28

Сюита «Пер Гюнт».

1

29

Мир Бетховена. «Героическая» симфония Бетховена.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч)

30

Джаз – музыка ХХ века

1

31-32

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

2

33

«Прославим радость на земле!»

1

34

Обобщающий урок

1

4 класс

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Россия-Родина моя (4 ч.)

1

Мелодия. Что не выразишь словами, звуком на душу навей.

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

Ты откуда, русская, зародилась, музыка

1

4

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

1

День, полный событий (6 ч.)

5

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…

1

6

Зимнее утро.

1

7

Зимний вечер.

1

8

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

1

9

Ярмарочное гулянье.

1

10

Приют, сияньем муз одетый…

1

В концертном зале (5 ч.)

11

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

1

12

Старый замок. Счастье в сирени живет…

1

13

Не молкнет сердце чуткое Шопена.. Танцы, танцы, танцы…

1

14

Патетическая соната Л. Бетховена. Годы странствий.

1

15

Царит гармония оркестра.

1

В музыкальном театре (6 ч.)

16

Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля.

1

17

За Русь мы все стеной стоим...

1

18

 Опера М.П. Мусоргского «Хованщина».  «Исходила младешенька»...

1

19

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

20

Балет Стравинского « Петрушка».

1

21

Театр музыкальной комедии.

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч.)

22

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

23

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты.

1

24

В каждой интонации спрятан человек.

1

25

 Музыкальный сказочник.

1

26

Рассвет на Москве- реке.

1

О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)

27

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

28

Кирилл и Мефодий

1

29

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

30

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч.)

31

Композитор – имя ему народ.

1

32

Оркестр русских народных инструментов.

1

33

«Музыкант – чародей». О музыке и музыкантах.

1

34

Народные праздники. Троица.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс...