Клуб "Молодые родители"
материал (младшая группа)

Белоусова Юлия Николаевна

Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodye_roditeli.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- д/с «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

ПРОГРАММА

клуба «Молодых родителей»

 

Автор-составитель: Белоусова Ю.Н.– воспитатель

Пояснительная записка

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ - семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне.

Именно это послужило толчком создания клуба «Молодые родители» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально- экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Это новая модель дошкольной образовательной системы - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Воспитатели, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.

Работа родительского клуба «Молодые родители» - это форма связи семьи и дошкольного учреждения.

Цель которого:

  •  создать систему психолого -медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении раннего детства;
  •  способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста;
  • помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;
  •  популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности микрорайона и города.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  •  повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  •  выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
  • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
  •  способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «Молодые родители»

1 Общие положения

  1.  Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого -медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период раннего возраста.
  2.  Основными принципами работы клуба «Молодые родители» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
  3.  Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги и узкие специалисты, старшая медсестра ДОУ, врач ДОУ. Непосредственным руководителем Клуба является воспитатель второй группы раннего развития. Клуб «Молодые родители» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.

2. Основные направления деятельности клуба «Молодые родители»

  1.  Оказание психолого -медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания детей раннего возраста.
  2.  Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
  3.  Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  4.  Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
  1. Права и обязанности участников клуба «Молодые родители»

3.1 Родители - члены Клуба имеют право:

  •  на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
  •  получение практической помощи в организации занятий с детьми раннего возраста дома;
  •  высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  •  давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
  •  участвовать в планировании работы Клуба.

3.2 ДОУ имеет право:

  •  на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  •  внесение корректировки в план работы клуба «Молодые родители» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3.3 ДОУ обязано:

  •  планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей раннего возраста;
  •  предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
  •  предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  •  соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители - члены Клуба обязаны:

  •  уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов воспитания детей;
  •  соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
  •  принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4. Организация деятельности клуба «Молодые родители»

  1.  Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения (ОП детский сад «Светлячок» комбинированного вида).
  2.  Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям воспитателя  ДОУ.
  3.  Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
  4.  На итоговом заседании клуба «Молодые родители» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
  5.  Формы организации работы клуба «Молодые родители»:
  •  круглый стол;
  •  психологические тренинги;
  •  практикумы;
  •  музыкальные игры;
  •  открытые занятия;
  •  решение педагогических ситуаций;
  •  обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
  1. Административная поддержка деятельности клуба «Молодые родители»
  1.  Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
  2.  Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов  ДОУ по работе с родителями.
  3.  Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
  4.  Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба - это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

  • коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
  • личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
  • содержательную - направленную на решение проблем;
  • инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
  • умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
  1. Условия работы Клуба

6.1 Для более успешной работы Клуба рекомендуется выполнять следующие условия:

  •  при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит мотивацию каждого участника;
  • желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
  •  занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
  •  для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
  • для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходим стол.

6.2 С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них проводится предварительное анкетирование.

6.3 Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.

6.4 На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба:

  •  предмет дискуссии - дети раннего возраста и способы взаимодействия с ними родителей;
  •  все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  •  ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
  1. Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей раннего возраста; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.

Тематический план-программа заседаний клуба «Молодые родители»

п/п

Тематика

заседаний

Форма

проведения

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

1

«День открытых дверей»

Беседа

Сентябрь

Воспитатель

2

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Практикум

Октябрь

Воспитатель

3

«Правила жизни моего ребенка»

Тренинг

Ноябрь

Воспитатель

4

«Мама и ребенок – вместе мы с пелёнок»

Тренинг

Декабрь

Воспитатель

5

«Научи меня играть»

Игровое занятие

Январь

Инструктор по физической культуре в спортивном зале

6

«За круглым столом»

 Общение за чаепитием. Разговор о проблемах. 

Беседа

Февраль

Воспитатель

7

«Воспитание

культурно

гигиенических

навыков»

Тренинг

Март

Инструктор по физической культуре в бассейне

8

«Вечер вопросов и ответов»

Беседа

Апрель

Воспитатель

Анкета

Уважаемые родители!

На протяжении учебного года Вы являлись участниками занятий клуба «Молодые родители». Ваше мнение об эффективности его деятельности в решении воспитательных задач с детьми раннего возраста.

Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов, которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.

  1.  Клуб «Молодые родители» позволил Вам:
  •  проявить активность и творчество;
  •  поделиться опытом;
  •  убедиться, что проблемы в воспитании детей есть у всех;
  •  другое_____________________________________________
  1.  Клуб «Молодые родители» помог Вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:
  •  вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми;
  •  получили ответы на интересующие вопросы;
  •  начали изучать специальную литературу.
  1.  Руководитель Клуба:
  •  интересовался мнением других и уважал его;
  •  создал обстановку тепла и доверия;
  •  поддерживал Вас в решении детско-родительских проблем;
  •  другое ___________________________________________________
  1.  Вы считаете главным в деятельности клуба:
  •  формирование нового взгляда на процесс общения с детьми;
  •  преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами ДОУ;
  •  осознание собственных трудностей в воспитании детей.
  1.  Что Вам понравилось на занятиях больше всего:
  •  консультации специалистов;
  •  игровые упражнения;
  •  тесты;
  •  анкеты;
  •  другое?_________________________________________________

6.Назовите темы наиболее понравившихся занятий____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!