Пальчиковая гимнастика
картотека (средняя группа)

Ходзицкая Галина Владимировна

Подборка пальчиковых гимнастик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka-palchikovoj-gimnastiki.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).

***

Коленька   хороший,

(поглаживают кисть левой руки),

Коленька   пригожий

(поглаживают кисть правой руки),

Пройди по дороженьке,

(указательный и средний пальцы обеих рук шагают),

Топни (выставляют кулак),

Коля (ставят ладонь на ребро),

Ноженькой (показывают ладонь).

***

Мои пальчики расскажут,

(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют - все покажут :

(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке

(показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут.

(хлопают в ладоши).

Они на дудочке играют

(здесь и далее движения соответствуют тексту),

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают -

Пять и пять моих ловких пальчиков

(показывают пальцы обеих рук).

***

Стучит-бренчит по улице -

(стучат кулачком о кулачок)

Фома едет на курице

(локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные изображают гребешок).

Тимошка - на кошке

(локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони)

По кривой дорожке

(ребром ладони изображают движение по кривой по столу).

***

Жил-был зайчик -

(хлопают в ладоши)

Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке

(трут нос).

Отморозил носик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик

(гладят кобчик)

И поехал греться

(крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

***

Свинка Ненила

(хлопают в ладоши)

Сыночка хвалила

(поглаживают себя по голове):

- То-то хорошенький!

(Поглаживают кисти правой руки.)

То-то пригоженький!

(Поглаживают кисти левой руки.)

Ходит бочком

(ребром ведущей руки ведут по столу),

Хвостик крючком

(показывают указательные пальцы обеих рук),

Нос пяточком

(ставят кулачок на кулачок и на нос).

***

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

***

Как живешь?

- Вот так!

(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь?

- Вот так!

(Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

- Вот так!

(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

- Вот так!

(Поочередно прикладывать ладони колбу)

Машешь вслед?

- Вот так!

(Энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

- Вот так!

(Ладони под голову.)

А шалишь?

- Вот так!

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

***

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

(пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым

(ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули

(пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули

(движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки

(пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки

(руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут!

(руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

***

Ну-ка, братцы, за работу

(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать

(энергично шевелить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

***

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения пальцев от себя),

Постучали

(основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

***

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая их кончиками).

***

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаём пальцы)

Вышли пальцы погулять.

(поглаживание ладоней)

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальцы)

Вышли пальцы погулять.

(поглаживание ладоней)

***

На поляне дом стоит,

(пальцы обеих рук делают «крышу»)

Ну, а к дому путь закрыт.

(руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх – «ворота».

Мы ворота открываем,

(ладони разворачиваются)

В этот домик приглашаем.

(«крыша»)

***

Индюк из города идет, Игрушку новую везет.

Игрушка не простая, Игрушка расписная.

(пальчики обеих рук «идут» по столу)

***

Как у нашей кошки на ногах сапожки,

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

(загибать пальчики, начиная с большого)

Вот так. Вот так. Новые кроссовки.

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

***

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)

***

Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)

А потом в ладоши громко бьем,

Хлопаем в ладоши - бом. (З раза)

***

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко напряжены, пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем.

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики

***

«Кулачки». Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты.

Крепко, с напряженьем

Пальчики прижаты.

***

«Олени». Подними над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами («рога»). Напряги руки, с силой раздвинь пальцы. Затем урони руки на колени, расслабься.

Посмотрите: мы - олени!

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих.

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь - немного лени.

***

«Штанга». Встань. Представь, что поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, «возьми» ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем...

Крепко держим... и бросаем!

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

***

«Звонок». Руки полусогнуты, опора на локти. Встряхивай по очереди кисти рук. Поглаживание. Разгладь лист бумаги, ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот. Постукивание. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а потом левой руки.

***

Мы капусту рубим,

(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(сжимать и разжимать пальцы)

***

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

(хлопать в ладоши)

***

Дождик капает, дождик капает. Кап - кап-кап. Кап-кап-кап.

(пальчики обеих рук постукивают по столу)

***

Раз, два, три, четыре, пять - дети в лес пошли гулять.

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса.

(рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень.

(пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук.

(кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь.

(руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя)

***

Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.

(сжимание - разжимание пальцев рук)

Повернулись, улыбнулись,

(вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись. Вот какие молодцы!

(стучать кулачками)

***

У дороги яблонька стоит,

(руки сплести над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс,

(руки над головой, движения вперед-назад)

Вот и яблочко у нас.

(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь,

(соединить запястья, ладони развести)

Ах, какой приятный вкус.

***

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

***

Пошли пальчики гулять,

(руки сжаты в кулаки, большие пальцы «бегут» по столу)

А вторые догонять.

(по столу «бегут» указательные пальцы)

Треть пальчики бегом,

(средние пальцы)

А четвертые пешком.

(безымянные пальцы)

Пятый пальчик поскакал

(касаться стола ритмично обоими мизинцами)

И в конце пути упал.

(хлопнуть кулаками по столу)

***

Кто приехал? Мы, мы, мы.

(хлопать кончиками пальцев)

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

(хлопать кончиками больших и указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

(большие и средние пальцы)

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

(большие и безымянные пальцы)

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

(большие пальцы и мизинцы)

***

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки на счет)

Вышел пальчик погулять.

(указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони)

Только вышел из ворот - глядь, другой к нему идет.

(присоединяется средний палец)

Вместе весело идти, ну-ка, третий, выходи.

(затем – безымянный)

Вместе встанем в хоровод – Вот!

(хлопок, повторить движения левой рукой по правой ладони)

***

Целый день тук да тук - раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(вращать кисти рук)

***

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

***

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

***

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

(Руки сжаты перед собой в кулаки. Вращать кулаки друг вокруг друга. Текст произносить низким голосом)

Колотушки колочу.

Приколачиваю.

Заколачиваю.

(Стучать кулаком о кулак: чередовать 2 удара – сверху правая рука, 2 удара – сверху левая рука)

Оп!

(Показать указательные пальцы обеих рук)

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

(Вращать указательные пальцы перед собой друг вокруг друга. Текст произносить нормальным голосом – средняя высота)

Колотушки колочу.

Приколачиваю.

Заколачиваю.

(Стучать указательным пальцем правой руки по указательному пальцу левой руки – сверху-вниз, и наоборот)

Оп!

(Сжать руки в кулаки и показать мезинцы)

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

(Вращать мизинцы друг вокруг друга перед собой. Текст произносить тонким голоском)

Колотушки колочу.

Приколачиваю.

Заколачиваю.

(Стучать мизинцем правой руки по мизинцу левой руки – сверху-вниз, и наоборот)

Дзынь.

(Нажать на кончик носа указательным пальцем)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Вышел козел

Из новых сеней.

(Левая рука изображает козла; средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой; мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется в течение всей игры)

Нагнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

(Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье)

Выставил рожок:

«Дай пирожок!»

(Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен)

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

(Правая рука складывается «лодочкой»)

Во время игры обе руки двигаются взад-вперед в такт словам, «бодая» воздух. При повторении игры роли рук меняются.

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Бабушка кисель варила

(Правая рука «помешивает кисель»)

На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом)

В черепушечке.

(Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку)

Для Андрюшечки.

(Ладонь правой руки ложится на грудь)

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук цепляются друг за друга. Помахать скрещенными ладонями, как крыльями)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

(Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются)

Вот и нету киселька

(Руки развести в стороны)

В черепушечке.

У старушечки,

(Руки снова показывают горшок-черепушку)

На горушечке.

(Руки вновь показывают горку)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»

(Руки «утирают слезы»)

Не плачь, бабка, не рыдай!

(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(Правая рука снова помешивает кисель)

Во-о-от столько.

(Руки расходятся широко-широко в стороны)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь – из окошка

Выглянула кошка!

(Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон)

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

(Сильно подуть на «домик»)

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой!

(Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево-вправо)

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет!

(Поднять «крышу» над головой)

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

***

Холодно. Осень. Пальцы мои

Дружно ругают осенние дни.

(Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием)

Пальчик-малыш жалуется:

«Ой-ой-ой!

Холод-то какой!»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках)

Указательный палец шепчет тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег?»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец)

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!»

(Сгибать и разгибать средний палец)

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай!

Солнце, вылезай!»

(Сгибать и разгибать безымянный палец)

Здоровяк большой палец восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах!

Ух-ух-ух!

Дайте мне кожух!»

(сгибать и разгибать большой палец)

Это упражнение можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

Источник: Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...