Почему не каждому дается грамота?
статья (подготовительная группа)

В данной статье говорится, о том, как правильно помочь ребенку. Маме и папе вряд ли это удастся. Нужна помощь квалифицированного  специалиста. Ребенок должен усвоить, как произносить определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Также в этой статье говорится о том, что не следует наращивать скорость чтения и письма - ребенок должен основательно "почувствовать" отдельный звук (буквы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_ne_kazhdomu_daetsya_gramota.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Почему не каждому дается грамота?

Какая область мозга «отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительная образами. Поэтому у народов, письменность у которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличи от европейцев , пострадает при неполадках с права ( допустим при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более  «древняя» автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.  Нелады с русским языком не мешают этим детям «объяснятся» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды обращают внимания иногда на «зеркальный» характер письма ребенка. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример:  «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносить определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Тренировка ведется путем  повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звука-буквенного состава слова.  Понятно, что  используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно  «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.  Главное – помнить, что дислексия и дисграфия  - это состояния,  для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Список литературы.

  1. Городилова В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта ; М. : Аквариум, 2015. – 383 с.
  2. Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности : Алфавит ; Глас. и соглас. буквы ; Заглав. буква : Логопед. тетр. / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Шк. Пресса, 2015. – 96 с.
  3. Нарушения письменной речи // Логопедия. – М., 2018. – С. 439-484.
  4. Пинюгина Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2014. - № 3. – С. 29-36.
  5. Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология. – 2015. - № 1. – С. 89-91.
  6. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2017. - № 4. – С. 76-80.
  7. Вренева Е. Готовим к школе детей с системным недоразвитием речи : [упражнения для детей с дисграфией и дислексией] // Здоровье детей. – 2017. - № 16. – С. 37-41.
  8. Овсянникова С. А. Особенности формирования устной речи, навыков языкового анализа и синтеза у детей с разным типом течения дисграфии / Овсянникова С. А., Обнизова Т. Ю. // Логопедия. – 2017. - № 3. – С. 11-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему не каждому даётся грамота?

В материале представлено разъяснение, почему не каждому ребёнку даётся грамотное чтение и письмо....

Методическая разработка на тему: «Почему знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому человеку?»

Уважаемые читатели! В этой разработке Вы сможете найти ответ на вопрос: " Почему знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому человеку?" Приятного прочтения!...

Консультация для родителей "Почему не каждый ребенок умеет и любит рисовать

Консультация педагога дополнительного образования...

Артикуляционная гимнастика. Как не запутаться в многообразии упражнений?! Почему так важно проводить ее каждый день

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в р...