Главные вкладки

    Методическая разработка:
    Методическая разработка на тему: «Почему знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому человеку?»

    Доценко Надежда Васильевна

    Уважаемые читатели! В этой разработке Вы сможете найти ответ на вопрос: " Почему знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому человеку?" Приятного прочтения!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rporppr.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВВЕДЕНИЕ

    «Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

    Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

    Музыка – народная потребность»

    Людвиг Ван Бетховен.

    Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

    Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей.

    Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

    Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

    Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

    Музыка как искусство.

    Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.

    Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

    Воспитание музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.

    Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии вкусов человека, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. С детства человек получает самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

    В основе представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком - созвучие (симфония).

    Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности. Познавательное  значение  музыки  определяется  тем,  что  она  помогает 

    лучше  осмысливать  жизнь,  ее  звуковые  проявления.  Однако  через  слух,  посредством  ассоциаций,  человеческое  сознание  познает незвуковые и  

    неслуховые  стороны  жизни.

    Таким  образом,  музыка  обладает  целым  рядом  незаменимых  качеств, 

    которые  обеспечивают  ей  одно  из  самых  мощных  эстетических 

    воздействий.

    Музыка  развивает  сферу  чувств,  способствуя  самопознанию. Гармоническое  развитие  личности  невозможно  без  постижения  гармонии    звуков,  ритмов.  Музыка  может  оказаться  действенным  средством 

    воспитательного  воздействия  даже  в  тех  случаях,  когда  все  другие  средства  неэффективны.  Ни  одна  другая  сфера  творческой  деятельности  незанимает  в  социальной  жизни  человека  такого  значительного  места,  как  музыка. 

    Роль музыки.

    Воспитательная  функция  музыки  выражает  взаимосвязь  между  музыкальным  искусством  как  продуктом  общественного  сознания  и  человеком - субъектом  духовного  «потребления»,который  воспринимает, оценивает, присваивает или  отторгает  духовное  содержание  музыки.

    Приобщение  к  музыке  как  специфическому  виду  искусства  позволяет развить высшие  духовные  и  практические  силы  человека,  его  способность  к  творческому  и  внутреннему  преображению  по канонам  истины,  добра  и  красоты. Необходимо  бросить  взгляд  на  музыкальную  культуру  как  на  нечто  целостное, как  на  единую  систему  очень  высокого  уровня,  как  на  равную  среди  других  дисциплин. 

    "Если  хочешь  узнать,  благополучно  ли  обстоят  дела  с  правлением  в какой-то  стране  и  здоровы  ли  ее  нравы,  то  прислушайся  к  ее  музыке",  –писал  Конфуций.

    В  любой  сфере  деятельности  люди  стремятся  к  улучшению,  гармонии,  прогрессу,  совершенствуют  себя.  Роль  музыки  в  этих  процессах  чрезвычайна  высока  и  значительна.  Всеобщее  массовое  музыкальное  образование  ставит  своей  целью:

    • способствовать  нравственно - эстетическому  формированию  личности,  используя  для  этого  силу 

    воздействия  музыки; 

    • развить  на  основе  обучения  музыкальные  и  творческие  способности  учащихся; 
    • подготовить  их  к  активному  участию  в  жизни  школы.

    Известный специалист в области эстетики А.Ф. Лосев, рассуждая о явлении волнующего воздействия музыки на людей, доказывает, что оно (это воздействие) возникает потому, что музыка – это единственный из видов искусства, который дает человеку не какой-либо устойчивый и неподвижный образ (как, допустим, архитектура или живопись), а рисует слушателю само происхождение этого образа, его возникновение и его исчезновение.

    И необычайность волнения, которое доставляется музыкой, вызывается именно этим ощущением подвижности того образа, который человек создает в своем воображении, проживая его как единственный момент своей жизни, который больше никогда не повторится.

    Замечено, что одно и то же музыкальное произведение может вызывать у разных людей различные переживания. Это происходит из-за того, что каждый человек обладает определенным складом темперамента, психики, уникальным эмоциональным и жизненным опытом, который делает понимание музыки сугубо индивидуальным процессом. Из этого следует вывод, что музыкальное искусство может являться одним из средств развития индивидуальности в человеке, так как именно в эмоциональных реакциях, чувствах, переживаниях людей заложена их неповторимость, особенность. И чем лучше человек осознает свои чувства, тем лучше он понимает себя, свое отличие от других людей. Таким образом, музыка, а точнее чувства и эмоции, которые она вызывает, дают каждому человеку возможность в полной мере ощутить и понять себя, обнаружить свою индивидуальность и неповторимость.

    Еще один важный аспект развивающего воздействия музыкального искусства на человека связан с тем фактом, что кроме эмоций, чувств музыка несет в себе и мир идей, мыслей, образов. Конечно, они не являются предельно конкретными и исчерпывающе точными, особенно если музыка не соединена с текстом. Но, видоизменяя или развивая какой-либо музыкальный образ, чередуя и сопоставляя разные образы, композитор подводит нас к логическому выводу. Именно благодаря абстрактности музыкальных образов стимулируются и развиваются память, мышление, воображение человека, его способность к обобщению представлений.

    Музыка воздействует и на познавательную сферу человека: она знакомит слушателей с жизнью людей разных эпох, наций, социальных групп и, прежде всего, с их психологией.

    К сожалению, специально организованное общение с музыкальным искусством заканчивается для большинства учащихся в 4-м классе общеобразовательной школы. Чаще всего с этого момента сфера музыкальных интересов детей и подростков оказывается ограниченной только популярной музыкой, культивируемой средствами массовой информации. В такой ситуации каждый человек самостоятельно решает сам для себя — быть ему всесторонне развитым или нет. И тем, кто выбрал для себя эту высокую цель, важно помнить, что музыкальная культура выступает одним из неотъемлемых компонентов общей культуры личности.

    Заключение.

    Таким образом, выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки, а важнейшей функцией музыкального искусства является эмоциональное развитие человека. Многочисленными исследованиями доказано, что люди, занимающиеся музыкой или другими видами искусства, более чувственны, душевны, добры по отношению к окружающему миру, у них более ярко выражена способность сопереживать, сочувствовать другому человеку. Почему? Потому что музыка многократно тренирует их в этом: механизм сопереживания музыкальному образу и человеческому горю один и тот же.

    Музыка предоставляет неисчерпаемые возможности для познания душевного мира человека. Вслушиваясь в различные музыкальные произведения, мы проникаемся их настроением, испытываем чувства, передаваемые композитором, усваиваем их и сверяем с собственным жизненным опытом.