Адаптация ребенка к детскому саду
консультация (младшая группа)

Кашаева Юлия Юрьевна

Рассказать родителям о том, что такое адаптация, о возможных проблемах и вариантах адаптации. Познакомить родителей друг с другом. Снять эмоциональное напряжение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация ребенка к детскому саду»

Цель: облегчение адаптации детей к условиям детского сада.

Задачи:

  • Познакомить родителей друг с другом;
  • Снять эмоциональное напряжение;
  • Рассказать родителям о том, что такое адаптация, о возможных проблемах и вариантах адаптации.

Примерная продолжительность: 40 минут.

Адресат: родители воспитанников раннего возраста (с 1,5 до 3 лет).

Ход мероприятия:

Игра. Приветствие.

Цель: по приветствовать друг друга; положительный настрой на работу.

Передать по кругу приветствие не вербально с помощью действий. Кулачком стукнуть с верху по кулачку, потом снизу. Затем хлопок ладошками о ладошку.

Игра «Клубок имен».

Цель: знакомство, настрой на работу.

Педагог-психолог: у меня в руках волшебный клубок. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубок, нужно называть свое имя. Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя имя соседа, которому передаешь.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, у кого…»

Цель: актуализировать стиль взаимоотношений.

Поменяйтесь местами те, у кого:

  • есть дочь;
  • есть сын;
  • кто играет со своим ребенком хотя бы один раз в неделю;
  • кто играет со своим ребенком каждый день;
  • кто соблюдает семейные традиции;
  • кто соблюдает дома режим садика;
  • кто всегда выполняет обещания, данные ребенку.

Игра «Мы с моим ребенком вместе любим…»

Цель: знакомство и снятие эмоционального напряжения.

Назвать свое имя и показать жестами, что вместе с ребенком больше всего любите делать вместе. Начните с фразы: «Меня зовут … Мы с моим ребенком вместе любим…»

Педагог-психолог: мы с Вами познакомились и немного узнали друг друга. Теперь я хочу узнать у Вас, какие ассоциации у вас вызывает слово «адаптация».

Мини лекция «Что такое адаптация».

Адаптация – это процесс привыкания человека к новым условиям (новый коллектив, новая работа, школа, детский сад и так далее).

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует огромных затрат психической энергии и очень часто протекает с напряжением.  

Говоря об адаптации ребенка к условиям детского сад, мне очень нравится пример, который приводит профессор Аксарина Нина Михайловна:

Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

А теперь вернемся к детям, проверить, как малыш адаптируется к условиям детского сада можно по следующим показателям.

1. Легкая адаптация: к 20 дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести: поведение восстанавливается через 1-2 месяца пребывания в саду. Замедляется активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более.

Что же может облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Как вы думаете?

Итак, чтобы облегчить ребенку адаптацию к условия детского сада:

  • Соблюдаем режим детского сада.

На недели встаете примерно в одно и то же время, обязательно дневной сон, прогулка, спать ложится пораньше.

  • Навыки самообслуживания и опрятности.

Умеет ли ваш ребенок сам снимать носочки, колготки, шортики
или юбочку, сандалики? Ребенок, который уже научился, сможет
беспрепятственно пользоваться горшком. Малыш без этих
навыков будет ждать, когда кто-то из взрослых его разденет
и посадит, а в группе 20 детей. Проверьте одежду. Даже если ребенок
умеет снимать ее, но она тугая и неудобная – он может не справиться, будет
мучиться с пуговками, тугими резинками и может не успеть, написать в штанишки. Так у ребенка может возникнуть негативная реакция на горшок в детском саду.

Навыки держать ложку и складывать одежду помогут ребенку быть самостоятельным.

Ребенок, который хорошо держит ложку и активно пользуется ею, не будет испытывать стресс во время приема пищи. Ему не придется ждать, пока его покормит малознакомая тетя. Воспитатель и няня докармливают всех, кто не берет ложку, но не каждый ребенок к этому готов. Поэтому задача родителей – помочь ребенку быть самостоятельным, когда он ест.

Рассказывайте малышу, что в детском саду после обеда все ребята ставят свои стульчики и раздеваются, аккуратно складывают одежду на стульчик и идут в свою кроватку. Научите ребенка просить помощи в тех случаях, когда он не может что-то снять самостоятельно, и поощряйте, когда у него будет получаться.

  • Больше рассказывайте ребенку о детском саде, воспитателях, детях, обязательно в радостных и положительных тонах.

Постарайтесь объяснить, что такое детский сад, зачем детям надо туда ходить, почему вы хотите, чтобы он туда пошел. Например: «Детский сад – это огромный дом для маленьких деток. Их туда приводят родители, чтобы они могли вместе покушать, поиграть и погулять. Пока ты будешь там, вместо меня о тебе будет заботиться тетя-воспитатель. Она покажет тебе много-много игрушек, детскую площадку, песочницу, научит играть с другими детками в разные игры».

  • Меньше смотрите телевизор (до двух лет противопоказано).
  • Используете элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями).
  • Успокаивают игры с водой. 

Предложите ребенку поиграть с водой перед сном. В это время дня хорошо поиграть с теплой водой. Пусть малыш наливает и переливает воду из одних сосудов в другие (они должны быть пластмассовыми). Успокаивающий эффект от упражнения с водой будет способствовать быстрому засыпанию и хорошему сну вашего ребенка.

  • Используйте ритуал прощания. Данный ритуал поможет Вам и ребенку спокойнее расставаться по утрам.

Ритуал прощания – это ваши действия и слова, которые транслируют ребенку посыл, «я сейчас уйду, но обязательно вернусь» и, самое главное, «я тебя люблю». Ваша задача – использовать ритуал каждый раз, когда вы куда-то уходите. Не убегайте, пока малыш не видит, не обманывайте его. Обнимайте и целуйте у дверей, говорите, когда вернетесь.

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

Для ребенка важна стабильность. Он видит, что изо дня в день вы куда-то уходите, прощаетесь у порога и каждый раз возвращаетесь. В детском саду ритуал поможет ему быть спокойнее, когда утром вы оставите его в группе. Конечно, ребенку будет грустно, в первое время он будет плакать и скучать. Но психологически он будет готов, ведь вы уже много раз доказывали ему – вы каждый раз приходите обратно.

ЗАЧЕМ ВАМ РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

Ритуал помогает маме психологически подготовиться к тому, что придется отпустить малыша. Часто происходит ситуация, когда после прощания с мамой малыш плачет и воспитатель общается с ним, придумывает игры, чтобы его отвлечь. Но как только малыш отвлекается, мама вдруг вспоминает, что забыла положить ему носовой платочек, и заглядывает в группу. И ребенок заново испытывает тот же стресс. Или бывает так: мама привела ребенка оставила с воспитателем убежала и стоит около ворот смотрит, как плачет ребенок. В это время ребенок испытывает огромный стресс. Он хочет к маме, но забор их разделяет. А мама расстраивается из-за того, что ребенок плачет, но при этом причиной слез ребенка является сама мама.

КАК СОЗДАТЬ СВОЙ РИТУАЛ

Не убегайте, прощайтесь каждый раз одним и тем же способом. Четко проговаривайте, во сколько вернетесь: «Ты погуляешь, пообедаешь, и я приду за тобой». Сразу уходите. И запомните: малыш имеет право расстраиваться и плакать, когда вы уходите, ведь он вас очень любит. Это нормально.

Почему в детском саду дети начинают чаще болеть и как это связано с адаптацией.

Некоторые дети начинают часто болеть в детском саду. Причина может быть в иммунитете. В период адаптации он часто снижается, вылезают не долеченные инфекции.

Причина болезней может быть в психологии матери – так называемая вторичная выгода мамы, которую она не осознает. Готовность родителей отправить ребенка в детский сад – решающий фактор во всей адаптации. Если мама позволяет малышу взрослеть и отделяться, понимает, что детский сад нужен и ребенку, и ей, – адаптация пройдет успешно.

Тяжелая адаптация из-за мамы бывает в трех случаях. Первый – если у мамы есть возможность сидеть дома, и ей не хочется расставаться с ребенком. Второй – у мамы нет возможности сидеть дома, но и на работу выходить не хочется. В этих случаях ребенок будет подсознательно помогать и болеть, а мама будет сидеть с ним на больничных. В третьем случае мама живет жизнью ребенка, очень тревожится, гиперопекает. Такая мама обычно активный участник форумов, лучше всех знает, что нужно ее ребенку. Она переживает, когда малыш в садике – накормлен ли он, не обижают ли его, не потерял ли он носовой платочек. В этом случае мама не дает ребенку шанса повзрослеть и отделиться, а ребенок подчиняется.

В случае частых болезней проконсультируйтесь с врачом. Врач подскажет, что нужно делать. А если вы допускаете, что можете относиться к типам поведения о которых я говорила выше, проконсультируйтесь у психолога. Важно вам нужно осознать проблему и принять ее, а дальше пробовать ее решить.

Помните, не бывает одинаковых детей – у всех адаптация проходит по-разному.  Родители должны сами постараться настроить себя на спокойный терпеливый лад, так как ребенок чувствует ваше настроение, ваши переживания.
      Импровизированный цветовой тест Люшера.

Родителям предлагается выбрать цвет, который им больше всего нравится и с помощью него ответить на вопрос:

«С каким настроением Вы отдаете своего ребенка в детский сад?»

Желтый – хорошее, светлое настроение.

Коричневый – тревожные люди, испытывают страх за своего ребенка.

Красный – выбирают активные, энергичные люди, несдержанные, с потребностью активно действовать.

Синий – потребность в глубоком личностном контакте, а не поверхностном, потребность в спокойствии, внимании.

Зеленый – с высоким уровнем притязаний, для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Педагог-психолог: хочу пожелать Вам и вашему ребенку успехов в адаптации к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...