ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ
консультация (младшая группа)

Царегородцева Ирина Петровна

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_formy_raboty_s_rod._v_adapt._period.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Росинка»

г. Козьмодемьянск                                                               Республика Марий Эл

Консультация для родителей

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

                                                        Выполнила:

                                                        Воспитатель I кв. категории

                                                        МДОУ № 1 «Росинка»

                                                        Царегородцева И.П.

2019г.


ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация — это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да ещё в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребёнка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, — это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

Характеристика форм работы с родителями

в адаптационный период

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

• целенаправленность, систематичность, плановость;

• дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

• возрастной характер взаимодействия с родителями;

• доброжелательность, открытость.

Л. В. Белкина предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:

1. Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

2. Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, — это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

3. Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», присутствие родителей во время адаптационного периода в группе и укороченное время пребывания ребёнка в группе в этот же период). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т. п.

Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.

Интересный и полезный опыт по адаптации детей 2—3 лет накоплен в детском саду № 13 «Умка» города Химки Московской области. В рамках дополнительного образования в первой половине дня проводятся занятия для малышей, где мамы становятся партнёрами педагога и активно участвуют в работе с малышом (по принципу Центра игровой поддержки ребёнка). Большая часть занятия отводится совместным адаптационным играм для того, чтобы снизить напряжение, страх и тревогу и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте — это, конечно, игра. В игре ребёнок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни и т.д. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней (см. далее ресурсный .материал, с. 80—85).

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования.

• новую игру учат несколько занятий;

• при введении новой игры знакомые игры повторяют;

• продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

• при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов.

Первый период: «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребёнок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребёнка. Она, под руководством педагога, побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Второй период: «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребёнок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости мама или педагог приходят ему на помощь.

Третий период: «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребёнка на момент возвращения мамы.

Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться на занятии один и спокойно отпускает маму. Ура!

Опыт показывает, что после таких занятий ребёнок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в адаптационный период.

Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное ...

«Формы работы с родителями в адаптационный период»

      Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.        Ребенок должен приспособить...

Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от ...

Методическая разработка "Формы работы с родителями в адаптационный период"

Материал предназначен для педагогов и родителей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа восп...

Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы - развива...

Формы работы с родителями в адаптационный период

В материале представлены формы работы с родителями в адаптационый период для детей раннего возраста...

Нетрадиционные формы работы с родителями в адаптационный период в группе раннего возраста

Приобщать родителей к жизни детского сада.Тесное взаимодействие с родителями....