«Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста »
консультация

Федорова Марина Николаевна
Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_didakticheskaya_igra.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  по теме

 «Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста »

   Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Обращение к теме дидактических игр как к средству формирования звукобуквенного анализа и синтеза старших дошкольников, вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении звукобуквенным анализом и синтезом, недоразвитие фонематического и речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

   Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза.

   Введение занятий в форме дидактических игр и упражнений по формированию фонетико-фонематического восприятия у старших дошкольников способствует успешному обучению их в школе, и профилактике дисграфии и дислексии.

   Особое внимание мы уделяем дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнять игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладевает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие. Так как дидактическая игра способствует расширению кругозора детей.

   Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр - развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

   Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет  и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

   Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слов, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного освоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

   Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме.

   Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

   Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадаются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.

   Использование дидактических игр способствует расширению следующих задач:

-побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

-способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

-совершенствовать разговорную речь;

-обогащать словарь;

-формировать грамматический строй языка и т.д.

   

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

   Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

   Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками,  с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....