Консультации для родителей по развитию познавательной активности детей. 2019- 2020 уч.год.
консультация (старшая группа)

Браун (Климова) Екатерина Витальевна

Немаловажную роль в развитии познавательно - исследовательской активности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей. С этой целью большинство родителей используют занятия с ребёнком в домашних условиях в форме уроков, водя его на разного рода курсы подготовки к школе, в кружки. Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется учебная и познавательная мотивация, в результате замедляется его развитие.

Поэтому родителей необходимо вовлекать в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это позволит родителю как можно лучше узнать, как образовывать детей, опираясь на их природную любознательности и познавательную  активность, а так же приобрести знания о новых формах взаимодействия с ребёнком. Одной из форм взоимодействия с родителями просвятительского хаактера, является консультирование. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Хочу всё знать.             

C:\Users\мвидео\Desktop\Катерина\фотки\Saved Pictures\фото с чудиком и проект\IMG_20190220_111553.jpg

Что такое имена признаков?

Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира. Ребёнок осознаёт, что всё в мире может быть объектом и что описание этого объекта возможно через признаки.

 Любой признак имеет обобщённое имя (рельеф, количество, вес, действие, звук, часть.)

Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно устанавливать в исследуемом объекте. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания:

«У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».

Как мы знакомим с именами признаков?

Мы создаем условия для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

     Проверяем степень понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию. Схематизируем имя признака.      

   Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном игровом пособии в группе.

Так мы формируем у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Всего мы знакомимся с 17 именами признаков: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.

Например, знакомимся с именем признака «влажность».

Объявляем детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах. Организовываем «поиск» значений признака «влажность» в ближайшем окружении.   Поиски значений признака продолжаются:

  • В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например: «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».  
  • Активизируем словарь: в речь ребенка включаются слова: мокрый, сухой, водяной, высушенный, мокро, сухо, влажно…
  • Проверяем усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.
  • Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать о влажности?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».
  • Внесим значок, который схематично изображает признак  «влажность». Спрашиваем детей: «О каком  признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по влажности?».
  • Значок «влажность» помещается на пособии «Объект – имя признака – значение имени признака». Обращаем внимание детей  на значок, повторяем какой вопрос он задает. Организовываем самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.
  • Дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него.
  • Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить: нужно обследовать объект руками.

Познакомьтесь с возможными значениями имен признаков и используйте их в общении с детьми.

Имя признака влажность – наличие влаги в объекте. Безводный – лишённый воды, влаги или бедный ею.

Значения имени признака влажности:

  • Влажный - насыщенный, пропитанный влагой; покрытый влагой.
  • Засухоустойчивый – способный переносить засуху.
  • Засушливый – сопровождающийся засухой; страдающий от засух.
  • Мокрый – пропитанный или пропитавшийся влагой, сырой; содержащий большое количество влаги, больше чем обычно.
  • Промоченный – напитанный, пропитанный влагой.
  • Промокший – ставший совсем мокрым.
  • Промороженный – подвергнутый действию холода, мороза; как следует, полностью замороженный. Сильно охлажденный.
  • Сухой – не покрытый или непропитанный водой, влагой; не мокрый, не сырой. Лишенный влажности, сырости или имеющий очень незначительную влажность, сырость. Не содержащий жидкости или содержащий мало жидкости; не жидкий.
  • Сухолюбивый – не любящий влаги;  приспособленный к произрастанию в сухой или засушливой местности.
  • Сухопутный – обитающий или произрастающий на суше; передвигающийся по суше.
  • Сырой – покрытый, пропитанный влагой; влажный. Имеющий значительную влажность. Не подвергшийся варке, кипячению.
  • Мокрота – сырость влажность. О состоянии природы при дожде, снеге, тумане и т.д.

Имя признака «температура» - степень теплоты объекта.

Возможные значения имени признака «температура»:

  • Горячий – имеющий высокую температуру.
  • Комнатной температуры – обычной для жилого помещения.
  • Раскаленный – сильно накаленный.
  • Теплый –  нагретый.
  • Понижение.
  • Ледяной – очень холодный.
  • Морозный – очень холодный (о ветре, морозе).
  • Суровый – холодный (о климате, зиме).
  • Холодный – имеющий низкую температуру, не нагретый, не дающий или не содержащий тепла.

Имя признака «рельеф».

Возможные значения имени признака «рельеф»:

  • Бугорчатый – с буграми.
  • Бугристый – покрытый буграми.
  • Грубый – жесткий, не гладкий.
  • Колючий – имеющий колючки, способный колоть.
  • Крепкий – прочный, трудно разбить, сломать, порвать.
  • Прочный – с трудом поддающийся разрушению, порче.
  • Шершавый – негладкий на ощупь; с мелкими колкими неровностями, шероховатый.
  • Жидкий – о жидком.
  • Сыпучий – состоящий из очень мелких отдельных частиц, легко рассыпающийся, сыплющийся, осыпающийся.
  • Сухой – не пропитанный водой, влагой; не мокрый, не сырой. Лишенный влажности, сырости. Не содержащий жидкости или содержащий мало жидкости; не жидкий.
  • Скользкий – не задерживающий движения. Такой который скользит, выскальзывает. Который трудно схватить, удержать. Непрочный, неустойчивый, ненадежный

Имя признака «звук».

Звук – то, что воспринимается органами слуха.

Возможные значения имени признака «звук»:

  • Беззвучный – едва слышный.Безмолвный – безгласный.
  • Безмолвие – полная тишина.
  • Безумолчный – никогда не замолкающий.
  • Бесшумный – тихий.
  • Благозвучный – приятный для слуха.
  • Визгливый – пронзительно – резкий.
  • Глухой – не звонкий.
  • Громкий – громовой, очень громкий.
  • Заливчатый, заливистый – звонкий и переливчатый.
  • Серебряный -  мелодично – звонкий, высокого тона.
  • Тоскливый – проникнутый тоской; выражающий тоску
  • Дети могут объяснить, что все объекты пахнут. Чтобы  определить запах, надо принюхаться. Нос – помощник умной головы.

Имя признака «запах»

– свойство вещества, воспринимаемое обонянием.

Возможные значения имени признака «запах»:

  • Ароматный – душистый, приятный.
  • Благовонный – ароматный, приятно пахнущий.
  • Благоуханный –  имеющий благоухание; ароматный, душистый; насыщенный ароматом.
  • Вонючий –  издающий вонь, очень плохо пахнущий.
  • Душистый – имеющий приятный, сильный запах.
  • Зловонный – сильный, вонючий запах.
  • Изысканный – утонченный, изящный.
  • Кисловатый – немного кислый.
  • Кисломолочный – выработанный, приготовленный из цельного молока.
  • Кислый – имеющий своеобразный, кислый вкус, напоминающий вкус лимона, уксуса, клюквы.
  • Кисло – сладкий – кислый со сладким привкусом или сладкий с кислым привкусом.
  • Мягкий – приятный для восприятия органами чувств; не раздражающий, не резкий.
  • Неприятный  - не нравящийся своим качеством, свойством.
  • Приятный  - доставляющий удовольствие.                                                          
  • Свежий – не испортившийся, натуральный, чистый.
  • Скверный – отвратительный вкус.
  • Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару, меду и т.п.
  • Сладковатый – немного сладкий на вкус.                                      
  • Спертый – имеющий тяжелый для дыхания воздух.
  • Удушливый, удушающий – стесняющий, затрудняющий дыхание.
  • По степени проявления:                          
  • Легкий  - слабый по степени проявления; едва уловимый.  
  • Резкий  - проявляющийся с большой силой, остротой. Неприятно действующий на органы чувств.
  • Резковатый – несколько, слегка резкий.    
  • Сильный  - значительный по степени проявления.                                                            
  • Слабый – незначительный по степени своего проявления; не насыщенный.                                                              
  • Тяжелый  - лишенный легкости, изящества.                                                            
  • Устойчивый  - способный долго сохраняться, не менять своих свойств.                                                    
  • По принадлежности к объекту (не ограничено):
  • Фруктовый. Овощной. Ягодный. Грибной. Цветочный. Лесной. Болотный. Горный. Речной. Древесный. Земляной. Мясной.  Рыбный. Сырный. Молочный. Копченый. Шоколадный. Кондитерский. Жареный. Бумажный. Кожаный. Лекарственный.  Парфюмерный. Клеевой.

Имя признака «цвет».

Цвет - это окраска какого-либо предмета или объекта, которая возникает из-за спектрального отражения.

Возможные значения имени признака «цвет».

Объект по цвету бывает – ахроматический и хроматический. Ахроматические цвета.        

Черный – цвета сажи, угля.  Оловянный – темно – серый, цвета олова. Смоляной – очень черный. Вороной - черный.

Темный – по цвету близкий к черному, очень густой по окраске. Белый – цвета снега или мела.

Белоснежный – белый как снег. Седой – белый в следствие потери окраски, с примесью белого.  Бесцветный – не имеющий цвета.  Бледный – слабо окрашенный.

Тусклый - малопрозрачный, мутный.

Прозрачный – светлый и нежный, как бы светящийся.

Разноцветный – с окраской разных цветов, содержащий разные цвета.

Радужный – цвета солнечного спектра. Красочный – яркий. Яркий – резкий по чистоте и свежести тона (о краске).

Сочный – яркий, свежий. Выразительный – яркий по своим свойствам, внешнему виду. Ядовитый – неприятно – резкий.

Пестрый – с окраской полосами, пятнами разных цветов, окрашенный в разные цвета.

Красный – цвет крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака.

Оранжевый – густо желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.

Рыжий – красно – желтый, цвета меди. Желтый – цвет яичного желтка. Зеленый – цвета травы, листвы. Голубой – светло – синий. Небесный – нежно – голубой, цвет безоблачного неба. Синий – окраска одного из цветов спектра – среднего между фиолетовым и зеленым.

Фиолетовый. Коричневый – буро – жёлтый.

Имя признака «вкус».

Вкус - ощущение воспринимаемые языком.

Возможные значения имени признака «вкус»:

Безвкусный -  не имеющий какого – либо определенного вкуса; пресный

Бессолевой – не содержащий соли.

Вязкий – липкий. Горький – имеющий острый, неприятный, едкий вкус. Свойственный хине, полыни, горчице. Горько – соленый.

Жгучий – такой, который жжет. Изумительный – необыкновенный, восхитительный.

Изысканный – утонченный, изящный.

Кислый – обладающий своеобразным острым вкусом (лимона, клюквы).

Сладкий – имеющий вкус свойственный сахару, меду и т. п. Приготовленный  с сахаром, медом, вареньем.

Сладенький – сладкий. Сладковатый – немного сладкий на вкус.  Солененький – соленый.

Солено – кислый – приготовленный при помощи соли и уксусной кислоты. Обладающий на вкус соленым и кислым привкусом.

Солено – копченый – приготовленный при помощи соли и последующего копчения.

Солено – маринованный - приготовленный при помощи соли и маринада.

Солено – сладкий - приготовленный при помощи соли и сахара.

Соленый – пропитанный солью; Утонченный – изысканный, доведенный до большого совершенства. Отвечающий требованиям самого тонкого вкуса.

Имя признака «вес».

Вес - степень тяжести того или иного объекта, либо вещества.

Вес – степень давления предмета на твои ощущения.

Возможные значения имени признака «вес»:

По степени тяжести.

Тяжелый -

Тяжеленный (разг.) - Увесистый –

Полновесный -

Тяжеловесный – Массивный -  

Грузный –\

Имя признака «действие».

Действие – проявление, часть какой-либо деятельности.

Возможные значения имени признака «действие»:

Подвижный.                                                           

Активный  - 1 -  деятельный, энергичный. 2 – действующий, способный действовать, взаимодействовать.  

Быстрый.

1. Происходящий, совершающийся с большой скоростью, или в короткий промежуток времени.

2. Движущийся с большой скоростью; способный развивать такую скорость.

3. очень подвижный, живой; проворный, шустрый.

Деятельный  - проявляющий особенную энергию, старание в выполнении какого – либо дела; постоянно действующий, работающий.

Скорый.

1. Происходящий, совершающийся с большой скоростью.

2. Передвигающийся с большой скоростью, обладающий большой скоростью движения.

3. Быстрый в своих действиях, решениях, выводах.                                                                    

Стремительный.1. Склонный, привыкший торопиться; спешащий исполнить чего – либо.

2. Совершенный или совершаемый быстро, с поспешностью.    

Неподвижный.

Застывший – ставший густым, твердым. Превратившийся в лед. Покрытый льдом. Замерзший, окоченевший от холода. Остающийся совершенно неподвижным, оцепенелый.

Каменный – неподвижный, застывший, безжизненный. Непоколебимый, стойкий, твердый.

Окаменелый – превратившийся в камень, окаменевший. Ставший неподвижным, безжизненным; замерзший, застывший.

Спокойный – находящийся в состоянии покоя, малоподвижный или неподвижный; такой, где нет большого движения, шума.

Бездействующий – пребывающий в бездействии, ничего не предпринимающий.

Бездельный – не занятый или не заполненный делом; праздный.

Быстроногий – быстрый в ходьбе и беге.

Быстрый – происходящий, совершающийся с большой скоростью или в короткий промежуток времени.

Определения от глаголов обозначающих речь: 

Безмолвный – не говорящий, молчащий; молчаливый.

Говорливый – разговорчивый.

Крикливый – громкий, резкий, пронзительный. Много, часто кричащий, любящий кричать, громко говорить. Издающий громкие, пронзительные крики.

Молчаливый – не любящий много говорить; неразговорчивый.

Определения от глаголов  обозначающих зрение:

Видимый – доступный зрению, обозримый взором.

Глядящий – устремляющий, направляющий взгляд на кого – либо. Осматривающий.

Любующийся – рассматривающий чего – либо с восхищением, удовольствием.

Наблюдающий – внимательно следящий.

Переглядывающийся – обменивающийся быстрым взглядом.

Смотрящий –  направляющий взгляд куда – либо, видящий что – либо.

Определения от глаголов обозначающих движение:

Бегающий – передвигающийся посредством бега.

Блуждающий – ходящий без определенной цели и направления. Постоянно меняющий направление своего движения.

Идущий – двигающийся, передвигающийся, ступая ногами.

Карабкающийся –  поднимающийся с большим усилием, трудом и хватающийся ногами и руками.

Летающий – приспособленный к летанию. Передвигающийся легко и быстро.

Глаголы. И т.д

Имя признака «расстояние».

Возможные значения имени признака «размер»:

  • Расстояние – пространство, разделяющее два объекта.
  • Высотный – очень высокий, многоэтажный.
  • Далекий – находящийся или происходящий на большом расстоянии. Отдаленный от настоящего большим промежутком времени.
  • Отдаленный, удаленный – расположенный, находящийся на  большом расстоянии.
  • Ограниченный – небольшой, незначительный.
  • Просторный – расположенный на большом пространстве.
  • Размашистый – 1 производимый широким движением. 2 – получающийся при широких взмахах.
  • Тесный – такой в котором мало свободного места, простора, не достаточный по пространству.
  • Узкий – имеющий малую протяженность.
  • Укороченный – более короткий, меньший по длине, чем обычно, чем нужно.
  • Широкий – имеющий большую протяженность в поперечине.
  • Наречия.
  • Вблизи – на малом расстоянии; близко, неподалеку.
  • Возле – очень близко, рядом.
  • Недалеко, недалёко  – о незначительном расстоянии.
  • Недалече, недалечко – недалеко.
  • Невдалеке – на небольшом расстоянии, вблизи.
  • Неподалеку – недалеко, поблизости.
  • Около – возле, рядом.
  • Один шаг – близко.
  • Поблизости – неподалеку.

Имя признака «материал».

Материал -  это вещество, из которого состоит или изготовлен объект.

Возможные значения имени признака «материал»:

  • Неживая природа – не включающая в себя жизненные организмы, неорганическая.
  • Жидкий – имеющий свойство течь.
  • Твёрдый.
  • Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного.
  • Не поддающийся при надавливании, жесткий, крепкий.
  • Не подверженный изменениям, непоколебимый, устойчивый, прочный.
  • Газообразный – обладающий физическими свойствами газа (газ – вещество в таком состоянии, при котором его частицы движутся свободно и распространяются по всему свободному пространству, равномерно заполняя его).
  • Живая, живое - то, что обладает жизнью.
  • Для рукотворного мира - материал.
  • Для природного мира - живая материя.
  • По материалу объект может быть…Из ткани и меха.
  • Меховой – из меха (выделанная шкура животного с сохраненным волосяным покровом).
  • Плюшевый – шелковый, ворсистый.
  • Сатиновый – хлопчатобумажный.
  • Ситцевый -  хлопчатобумажный.
  • Шерстяной – связанный из шерстяных ниток.
  • Металлический – обладающий особым блеском, ковкостью.
  • Алюминиевый – сделан из алюминия.
  • Железный – сделан из железа.
  • Золотой -  из благородного, тяжелого мягкого, ковкого металла желтого цвета.
  • из оттого материала.
  • Стальной – изделия из стали; твердый, ковкий.
  • Серебряный -  сделанный из серебра, или покрытый серебром.
  • Цинковый -  изделие сделанное из этого металла.
  • Бревенчатый -  сделан из бревен.
  • Бумажный – сделанный из бумаги.
  • Деревянный – из дерева.
  • Каменный – сделан из камня, твердый.
  • Картонный – сделанный из плотной бумаги.
  • Керамический – сделанный из обожженной глины.
  • Кирпичный – сделанный из кирпича.
  • Пластмассовый – изделия из этого материала.
  • Полиэтиленовый – изделия из этого материала (бытовые изделия), прочный и эластичный.
  • Резиновый – тянущийся, поддающийся растяжению.
  • Стеклянный – сделанный из стекла.
  • Искусственный – не природный.
  • Натуральный – принадлежащий природе; естественного происхождения, настоящий.
  • Нержавеющий – не поддающийся ржавчине.
  • Синтетический – сделанный из синтетики (искусственно созданный материал).
  • Водопроницаемый – пропускающий через себя воду.
  • Водонепроницаемый – не пропускающий через себя воду.

Имя признака «время».

Время -  промежуток между причиной и следствием.

Возможные значения имени признака «время»:

  • 1.По принадлежности к временным отрезкам.
  • По временам года – зимний, весенний, летний, осенний.
  • По месяцам –  январский, февральский, мартовский, апрельский, майский, июньский, июльский, августовский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский.
  • Ежегодный – бывающий каждый год.
  • Ежемесячный – бывающий каждый месяц.
  • Еженедельный – бывающий каждую неделю.
  • Ежедневный – бывающий каждый день.
  • Ежеквартальный – бывающий каждый квартал.
  • Ежечасный - бывающий каждый час.
  • Ежеминутный - бывающий каждую минуту.
  • Суточный -
  • Вечерний -
  • Утренний -
  • Полуденный -
  • Ночной -
  • Безвременный – прежде временный.
  • Бессрочный – не имеющий срока.
  • Былой – минувший.
  • Временный – непостоянный.
  • Грядущий – будущий.
  • Давний – много времени тому назад.
  • Кратковременный – недолго длящийся, непродолжительный.
  • Краткосрочный – осуществляемый в короткий срок.
  • Круглогодичный – длящийся существующий круглый год.
  • Круглосуточный – длящийся круглые сутки.
  • Затемно – когда темно.
  • 2.По степени проявления.
  • Возрастное. Последовательное. Перепутанное. Ускоренное.Замедленное.Постоянное.
  • Непостоянное. Текущее. Безвременный.      

Имя признака «место».

Место пространство, которое занимает какой – либо объект.

Возможные значения имени признака «место»:

  • Любой объект может быть местом чего - либо.
  • Боковой – находящийся с боку.
  • Внешний – наружный.
  • Внутренний -
  • Возле –
  • Впереди -
  • Высоко –
  • Низко -
  • Далекий –
  • Дальний
  • Загородный – находящийся за городом.
  • Задний – находящийся сзади.
  • Заоблачный – очень далекий, находящийся за облаками.
  • Иногородний – живущий в другом городе.
  • Книзу, вниз – книзу от кого, чего.
  • Крайний – находящийся с краю.
  • Кончик – конечная, крайняя часть какого – либо предмета.

Имя признака «размер».

Размер – величина, протяженность объекта в каком- либо измерении.

Возможные значения имени признака «размер»:

  • По размеру объект может быть: линейный, плоский, объёмный.
  • Линейный.
  • Аршинный – очень длинный, большой.
  • Бесконечный – не имеющий конца, предела.
  • Высокий – большой по протяженности снизу в верх  или далеко расположенный в таком направлении.  
  • Длинный – имеющий большую длину, протяжение.
  • Короткий – небольшой в длину.
  • Низкий – малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли, от какого – н. уровня.
  • Плоский.
  • Узкий – небольшой в ширину, в поперечнике.
  • Широкий – имеющий большую ширину, большой в поперечнике.
  • Объёмный.
  • Большой – значительный по размерам, по величине, силе.
  • Баснословный – необычно большой.
  • Безграничный – безмерный.
  • Безмерный – огромный, безграничный.
  • Безразмерный –  приобретающий нужный размер, эластичный.
  • Вместительный – вмещающий значительное количество.
  • Гигантский – очень большой по размерам.
  • Исполинский – необычайно большой.
  • Колоссальный – очень большой, огромный.
  • Космический – грандиозный, громадный.
  • Крупный – большой по размеру.
  • Необъятный – очень большой, необозримый.
  • Невеликий  - не очень большой по размеру, величине; малый.
  • Невероятный – очень большой, чрезвычайный по силе своего проявления, по своим размерам.
  • Небольшой – незначительный по величине.
  • Незначительный – небольшой по размерам, численности, величине.
  • Огромный – очень большой.
  • Титанический – громадный, свойственный титану.
  • Маленький  небольшой по размерам, по количеству.
  • Капельный – совсем маленький, крошечный.
  • Карликовый – крайне маленького размера или роста.
  • Крохотный, крошечный – очень маленький.
  • Малюсенький – очень маленький,
  • Глубокий – отдаленный.
  • Бездонный – не имеющий дна, беспредельный.
  • Мелкий -  небольшой, незначительный по величине, размеру.
  • Толстый  большой в объеме, обхвате, в поперечнике.
  • Кряжистый – толстый как кряж, крепкий, плотный.
  • Тонкий  небольшой в поперечнике, в обхвате.
  • Комфортабельный – отвечающий всем требованиям комфорта (транспорт).

Имя признака «количество».

Количество – это степень измерения.

Возможные значения имени признака «количества»:

  • Прилагательные, образованные от числительного.
  • Одинарный –
  • Двойной –
  • Тройной -
  • Единичный – отдельный, редкий, нехарактерный.
  • Единственный – только один.
  • Стократный -
  • Многочисленный -
  • Малочисленный -
  • Полуторный -
  • Многотонный –
  • Достаточный –
  • Недостаточный -
  • По нарастанию.
  • Много -
  • Полно -
  • Невпроворот -
  • Навалом -
  • Изрядно (разг) -
  • Тьма (уст.книж.) -

  • Фразиологизмы.
  • Видимо-невидимо. Страсть( или беда, жуть, страх, ужас) сколько (прост). Без числа, без счета. С три короба (прост). Не счесть. Нет числа, счету нет; не знать счета. Деть некуда. Хоть отбавляй. Хоть пруд пруди. Как песку морского.  Тринадцать да дюжину (прост). Отбою нет. Как собак нерезаных. Нетолченая торба. Хоть завались. Большими порциями.
  • Помногу (разг). Значительно. Намного. Заметно. Ощутимо. Во много раз. Во сто крат. Гораздо. Неизмеримо. Несравненно.

Имя признака «форма».

Форма – внешнее очертание объекта. Объект по форме может быть –  плоский или объемный.

Возможные значения имени признака «форма»:

  • Геометрические  тела.
  • Квадратный – предмет или участок квадратной формы.
  • Круглый – имеющий форму круга  или шара.
  • Конусообразный – имеющий вид конуса.
  • Многоугольный – со многими углами.
  • Многогранный – имеющий несколько граней.
  • Овальный – имеющий форму овала.
  • Прямоугольный – имеющий прямой угол.
  • Пятиугольный – в форме пятиугольника, имеющий пять углов.
  • Пирамидальный – имеющий форму пирамиды.
  • Ромбический – параллелограмм с равными сторонами.
  • Треугольный – в форме треугольника, имеющий три угла.
  • Трапецевидный – четырехугольная с двумя параллельными и двумя не параллельными сторонами. Цилиндрический, цилиндровый
  • Шестиугольный и т.п.
  • Шаровой – 1 часть пространства ограниченная сферой. 2 предмет такой формы.
  • По ассоциациям.
  • Бесформенный – аморфный.
  • Блинчатый – внешне напоминающий блин (в виде дисков со слегка приподнятыми краями).
  • Волнистый – похожий на колеблемую волнами поверхность, волнообразный.
  • Веерообразный – по форме подобный вееру.
  • Волнообразный – имеющий вид волн.
  • Звездный – предмет с треугольными выступами по окружности.  
  • Заостренный – сделанный острым.
  • Клиновидный, клиновой – имеющий форму клина.
  • Крестообразный, крестовый – по форме напоминающий крест.
  • Кольцеобразный, кольцевой – то что имеет форму окружности, обода.
  • Клубковидный, клубочный – в форме смотанного, спутанного шарика.
  • Линейный – расположенный в линию по линии.
  • Округлый – похожий на круг или часть круга, круглой формы.
  • Плоский – ровный без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.
  • Приплюснутый  - плоский как бы примятый сверху. Прямой – без изгибов.
  • Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.  
  • Симметричный – характеризующийся симметрией; расположенный по законам симметрии.
  • Сплющенный – сильно сжатый, сдавленный.  



Предварительный просмотр:

Во что бы дома поиграть?

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

  • Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
  • Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.

Предлагаем вам игры, которые будут интересны и детям, и взрослым.

Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.

Хочу увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!

Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.

У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.

Сначала вторник, а потом? — Среда.

Сначала вечер, а потом? — Ночь.

Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.

Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

«Змея».

Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

«Тренировка памяти».

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями .

«Картинки-кляксы».

Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.



Предварительный просмотр:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.)

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.

Особое влияние на развитие любознательности оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребёнка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Всё это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Примерные опыты для опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома

«Поможем маме перебрать крупу»
Цель опыта: знакомство детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита.
Задачи опыта:
1. Развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
3. Воспитывать аккуратность, желание помогать своим близким.
Для опыта понадобится: крупа (рис, манка), дуршлаг (из кукольной посуды и обычный), большое сито, маленькое сито - для ребенка, пластмассовые ложки, пластиковые тарелки и контейнеры для круп.
Спросите у ребёнка какое блюдо считается самым полезным, питательным и сытным?
Конечно же, это каша. А из чего варят кашу?
Её варят из крупы. Какая бывает крупа? (Ячневая, манная, гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая)
Вот для того, чтобы каша получилась вкусной и аппетитной на вид, крупу положено перебрать.
Предложите ребёнку перебрать не одну крупу, а отделить одну крупу от другой. (Манку от риса)

Сначала рассмотрите каждую из этих круп в отдельности и сравните их:
Манка – мелкая, желтоватая, сыпучая.
Рис – крупнее манки, белый, сыпучий, по форме овальный.
Затем смешайте эти крупы. Предложите ребёнку подумать, как же можно отделить одну крупу от другой?
Для проведения этого опыта у вас есть предметы помощники: большое и маленькое сито, дуршлаг обычный и из кукольной посуды.уточните у ребёнка какие из этих предметов смогут вам помочь? Насыпая, крупы в дуршлаг (из кукольной посуды и обычный) ребёнок наблюдает, что обе крупы проходят через отверстия этой посуды. Делает вывод, что эти предметы не подходят для отделения одной крупы от другой.
Затем предложите ребёнку взять сито. Взрослый насыпает ложкой крупу в сито, а ребёнок наблюдает, что манка проходит через отверстия сита, а рис остается в нём. Попросите ребёнка сделать вывод, какой предмет поможет перебрать крупы. (Сито)

После выполнения опыта ребёнком, сделайте заключение и вывод.
- Уточните, какие крупы вы отделяли? (Манку и рис)
- Какой предмет «помощник» вам помогал? (Сито)
- Какая крупа проходила через сито, а какая оставалась в нём?
- Почему манная крупа проходила через сито, а рис в нём оставался? (Манка очень мелкая, а рис крупный)
Похвалите ребёнка за проведённый опыт.

«Как вода меняет цвет?»
Цель опыта: Дать ребёнку представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; развивать умение делать простейшие выводы. Что понадобится для опыта: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Приготовьте баночки с краской.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить краску).»
При помощи пипетки ребёнок поочерёдно капает в баночки разведенную гуашь и наблюдает, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки» - ребёнок бросает камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод опыта: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

«Как образуются мыльные пузыри?»
Цель опыта: Формировать представление ребёнка о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри.
Что понадобится для опыта: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктейля.
Ход: предложите ребёнку отгадать загадку.
Их из баночки пускаю, необычной красоты,
Полетают- исчезают.
В след кричу им: « Где же вы?»
Вопросы: « Пускали ли ребёнок когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как думает ребёнок, почему надуваются мыльные пузыри?»
Взрослый наливает в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и начинает дуть. «Что слышно? (бульканье). Почему слышен такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)».
Игровые действия «Пускаем пузыри»- ребёнок пускают пузыри через трубочки.
Вопросы: «Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)».
Вывод опыта: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.

«Какие следы оставляют фрукты и овощи?»
Цель опыта: Дать ребёнку представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение различать и правильно называть фрукты и овощи.
Что понадобится для опыта: кусочки овощей ( свёкла, картофель, морковь) и фруктов( вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.
Ход: Взрослый предлагает сварить суп и варенье. Вопросы: «Что мы возьмём для супа? (свёклу, лук, картофель). Возьмите в руки кусочки свёклы. Какие они цветом? На ощупь? (твёрдые, красные). Что остаётся от них на руках? (руки становятся красные)».
Игровые действия: «Давай проверим, что ещё может окрашивать свёкла. Приложите кусочек на лист бумаги. Что произошло? (остался след). Что будет на кусочке ткани? (остаётся пятнышко). Какой будет суп из свёклы? (красным) Свёкла может окрашивать предметы».
Аналогичные действия провести с луком и картофелем. Вопросы: «Остаются ли следы от моркови и картофеля? Почему? (они не могут окрашивать предметы)
Взрослый предлагает сварить компот. «Из чего можно сварить компот? Давайте проверим, какие фрукты оставляют следы».
Игровые действия с кусочками яблока и вишни. Вопросы: «Что происходит, когда мы сжимаем яблоко в руке, прикасаемся к ткани, прикладываем яблоко к бумаге? (яблоко не оставляет следов, не окрашивает предметы). Оставляет ли следы вишня?(да). Какие? Где?
(на руке, ткани, бумаге).
Вывод опыта: Свёкла и вишня могут окрашивать предметы.

И не забывайте постоянно хвалить вашего ребёнка!
Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставьте возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей по развитию познавательной активности детей: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к экспериментированию.

Уважаемые мамы и папы!  Вы, конечно же, очень хотите видеть своего ребенка умным, активным, успешным. Но иногда нам, взрослым, не хватает терпения, чтобы помочь малышу разобраться в окружающем ег...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Консультация "Здоровьесберегающие технологии в развитии познавательной активности детей"

Здоровьесберегающие технологии в развитии познавательной активности детейИнна НестеренкоМногие воспитатели детских садов, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ори...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организов...

Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность....