Игровые практикумы для родителей
консультация (младшая, средняя группа)

Зарубина Юлия Александровна

Практикумы по развитию речи для родителей младшей и средней групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_praktikumy_dlya_roditeley.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 134»

Игровой практикум для родителей

Дидактическая игра как средство                                                        развития словаря                                                                                                              у детей младшего возраста

Составила:

Зарубина Ю.А.

2017-2018

Участники: группа родителей детей дошкольного возраста 8-10 человек.

Оборудование: бейджики (по количеству участников), картинки с изображением диких и домашних животных

Время: 30 минут.

Место проведения: групповая комната.

Цель: формирование педагогической культуры родителей по развитию речи дошкольников.

Задачи:

- познакомить родителей с содержанием работы в ДОУ по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

-познакомить родителей с дидактическими играми, в которые полезно играть с ребенком дома.

- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Краткий ход:

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на практикум. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы хотим привлечь вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития словаря  детей.   Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.

 

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

 

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания»  Н. К. Крупская

 

Воспитатель предлагает поиграть в игры родителям:

1. «Кто, где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о животных.

ХОД ИГРЫ: Ребята, у каждого животного есть свой дом, и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним,  кто, где живёт. Отвечать мы будем полным предложением: 

У лисы дом называется – нора.  Лиса живет в норе.

У медведя дом – берлога.  Медведь живет в берлоге.

У волка дом называется логово.  Волк живет в логове.

Заяц живет под кустами.

У ежа дом называется норка.  Еж живет в норке.

 У белки домик – дупло.  Белка живет в дупле.

 

2."Помоги животному добраться до дома". 

Цель: правильное употреблением предлогов в речи

Ход игры: Ребята, посмотрите на картинки,  животные куда-то спешат. Давайте им поможем найти свой домик. Медведь спит в берлоге, белка сидит в дупле. 

(Дети проводят пальчиком по дорожке и проговаривают, кто, где живёт?)

 

 3. «Что лишнее». 

Ход игры: Ребята сейчас я вам буду показывать картинки, а одна из них лишняя. Подумайте какая и объясните свой выбор. 

 - лиса, кошка, заяц, медведь, волк.

- белка, медведь, жираф, заяц, лиса. 

 - корова, лошадь, лиса, овца.

Таким образом совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества, взрослого и ребенка. В ходе совместных игр ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга. 

В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Именно в  дидактической игре, выявляются черты характера каждого участника. Как положительные - настойчивость, целеустремленность, товарищество, отзывчивость, скромность,  честность и др.  Так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.

Можно сказать, в игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание.

А самое главное – те знания, которые были получены в игре, малыш может использовать в повседневной жизни.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 134»

Игровой практикум для родителей

Развитие звуковой культуры речи

с помощью дидактических игр

в младшей группе

Составила:

Зарубина Ю.А.

2017-2018

Участники: группа родителей детей дошкольного возраста 8-10 человек.

Оборудование: бейджики (по количеству участников), картинки с изображением диких и домашних животных, игрушка Зайчик, карточки с изображением домашних птиц.

Время: 30 минут.

Место проведения: групповая комната.

Цели:

— познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с дидактическими играми по развитию звуковой культуре речи, способствующими совершенствованию речи детей;

— привлечение родителей к совместной деятельности.

Ход семинара-практикума:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время посетить наше мероприятие. Сегодня я вам расскажу о том, как мы, педагоги, развиваем речь детей в условиях детского сада с помощью дидактических игр.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

У детей 3-4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

С дошкольниками четвертого года жизни организовывается деятельность по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматически правильной речи, по воспитанию интереса к художественному слову.

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

Большинство детей на четвертом году жизни четко произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков? Конечно, стоит. Во-первых, при отработке звукопроизношения совершенствуется способность различать звуки, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и т.д. Все эти задачи легче решать, если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо. Во-вторых, четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков.

Игровая ситуация «Зайка в гостях».

К ребятам приходит Зайчик, здоровается. Беседует о том, где он живет (в лесу), чем питается (травкой, веточками, листиками), кто еще живет в лесу (волки, лисы и т.д.), что это за животные (дикие), кого боится зайчик (лису, волка).

— Я сегодня в лесу нашел мешочек, а в нем картинки птиц, которых я видел в деревне, недалеко от леса, в котором я живу.

Зайчик достает по очереди картинки птиц (утка, гусь, индюк, голубь, курица, петух), спрашивает у детей, как они кричат, и размещает на фланелеграфе

— Ребята, я знаю детскую потешку, в которой есть все эти птицы. Проговаривает потешку сам, затем вместе с детьми:

Наши уточки с утра

«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Все спят

Наглядный материал. Фланелеграф и картинки с изображением спящих животных, упоминаемых в стихотворении, и детей.

Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение А. Введенского "Песня машиниста". Затем он предлагает детям послушать стихотворение еще раз и при этом договаривать слово спят. Педагог снова читает стихотворение; называя животное, он ставит на фланелеграф картинку с его изображением.

Воспитатель. Спят ли волки?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. Спят ли пчелки?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. Спят синички?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. А лисички?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. А тюлени?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. А олени?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. А все дети?

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель. Все на свете

Дети. Спят. Спят.

Воспитатель следит за тем, чтобы в слове спят дети правильно произносили звук с.

Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого педагог обращается к отдельным детям: "Вова, спят синички?"

Отгадай и назови

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены лягушка, мышка, кошка, шуба, шапка, машина.

Методика проведения: Воспитатель показывает детям картинки и просит их назвать изображенные на них предметы и животных. После этого он раскладывает картинки в случайном порядке на столе и начинает задавать детям вопросы, отвечая на которые они должны найти на столе нужный рисунок и назвать изображенный на нем предмет.

Воспитатель: Кто живет в норке?

Дети: Мышка.

Воспитатель: Что мы надеваем зимой?

Дети: Шапку.

Воспитатель: А еще что?

Дети: Шубу.

Воспитатель: Кого боится мышка?

Дети: Кошку.

Воспитатель: Кто прыгает по дорожке и квакает?

Дети: Лягушка.

Воспитатель: На чем можно ездить?

Дети: На машине.

Воспитатель следит, чтобы все дети точно отвечали на вопросы, т. е. подыскивали карточки, правильно произносили звук ш в словах, отчетливо и громко выговаривали слова с этим звуком.

Воспитатель: Ну что ж, дорогие родители, спасибо большое за участие, а сейчас я предлагаю вам высказаться, что вам понравилось или не понравилось на нашем мероприятии,

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 134»

Игровой практикум для родителей

«Игры для развития звуковой культуры

речи с детьми средней группы»

2018-2019

Форма проведения: практикум.

Участники: родители детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Показать значимость дидактической игры для формирования правильного звукопроизношения

2. Вовлекать родителей в процесс формирования ЗКР детей через игру.

3.  Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, автоматизации звуков у детей.

Материал и оборудование: картотека игр для развития речи детей дома; памятки с описанием игр.

Ход мероприятия

Педагог напоминает тему практикума. Озвучивает проблему, о том, что не все родители знают, какие приёмы  использовать для формирования у ребёнка звуковой культуры речи..

Наша общая  задача – формирование звуковой культуры речи у детей, особенно среднем дошкольном возрасте.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же игры можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

«Будьте внимательными». 

Цель: Научить детей правильно произносить звук «щ» в словах.

Содержание: Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

- Сегодня мы будем искать звук «щ» в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: «щука», «лампа», «веник», «щетка», «поезд», «кубики», «щенок», «щи», «хлеб», «дрова», «щепки», др.)

 «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Доскажи слово

Методика проведения: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает ела в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Воспитатель: Ра-ра-ра - начинается иг...

Дети: ра.

Воспитатель: Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Дети: ры.

Воспитатель: Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Дети: ро.

Воспитатель: Ру-ру-ру - продолжаем мы иг...

Дети: ру.

Воспитатель: Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Дети: ре.

Воспитатель: Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Дети: ри.

Воспитатель: Ар-ар-ар - кипит наш само...

Дети: вар.

Воспитатель: Ор-ор-ор - созрел красный поми...

Дети: дор.

Воспитатель: Ир-ир-ир - мой папа коман...

Дети: дир.

Воспитатель: Арь-арь-арь - на стене висит фо...

Дети: нарь.

Воспитатель: Ра-ра-ра - у мышки есть но...

Дети: ра.

Воспитатель: Ре-ре-ре - носим воду мы в вед...

Дети: ре и т. д.

Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы. Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли недостающий слог, четко произносили звук р (рь).

 «Заводные игрушки»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: (показывая картинки на фланелеграфе)

Воспитатель: это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся крючком так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово).

Помните! Очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании детей.

Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо вам, до новых встреч.


Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 134»

Игровой практикум для родителей

«Развитие и обогащение словаря ребёнка

с детьми средней группы»

2018-2019

Форма проведения: практикум.

Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с помощью дидактических игр.

Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между родителями и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый: При обследовании некоторые дети ответили: «Из досок».

Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый: стакан из стекла?

Дети: стеклянный.

Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть много профессий. Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции: Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку).Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложения.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый. «Солнце греет»

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом. Ребенок. Я вижу низкий дом. Мама. У меня острый нож. Ребенок. У меня тупой нож.

«Цепочка слов».

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с помощью взрослого составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Ребенок:  Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Ребенок: Красным, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Ребенок:  Рука, дорога, палка... и т.д.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар.)

«В одной бочке два теста». (Яйцо.)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль.)

«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)

«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)

Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой практикум для родителей и детей группы «Я и мой ребенок»

Цель: гармонизация отношений между родителем и ребенком, получение ребенком эмоционального опыта близких телесных отношений с матерью; налаживание физического контакта между родителями и детьми, разви...

Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"

Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...

Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"

Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...

Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"

Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...

Игровой практикум для родителей

Для привлечения родителей в игровую деятельность детей, разработан практикум....

Игровой практикум для родителей на тему "В детском саду ваш ребенок "тихоня", а дома "дикарь"

На ранних  этапах эмоционального развития ребенка родители трепетно и осторожно ухаживают за ним, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах  ухода. В...

Игровой практикум для родителей «Растим детей здоровыми»

Игровой практикум для родителей  «Растим детей здоровыми»...