Консультация для родителей." Я люблю природу"
консультация (старшая группа)

Угрюмова  Мария Владимировна

я люблю природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация202.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Я полюблю природу» или экологическое воспитание детей

В современном мире экологическое воспитание является очень важным педагогическим моментом. Чем раньше начнется прививаться любовь к флоре и фауне, тем быстрее юный человек станет осознаннее относиться к окружающему миру и людям.

Эко воспитание тесно взаимосвязано с другими психологическо-педагогическими направлениями работы с детьми и их родителями:

  1. Формируя бережное отношение к родной природе.
  2. Моделируются и патриотические чувства.
  3. Знакомясь с окружающей обстановкой, расширяется кругозор ребенка.
  4. Закрепляя навыки бережного отношения природным ресурсам, развивается рациональный подход к своим действиям и поступкам.

Как воспитать?

Говоря об экологическом воспитании детей, прежде всего понимается тот комплекс педагогических средств и материалов, которые направлены на конечное формирование эко культуры, привитие любви к окружающему миру, рациональному отношению к природному сырью, а также созданию определенного багажа экологических знаний.

Экологические знания — это тот базис, на котором можно выстроить всю дальнейшую работу по воспитанию бережного и рационального отношения к природе, развитию эмпатии и чувства прекрасного.

Для реализации самых разнообразных задач по экологическому воспитанию существует довольно широкий спектр педагогических средств и методов, подходящих для апробации как в детских садах, так и школе.

Дошкольный возраст

Экологическое воспитание начинается уже тогда, когда малыш появляется в родном доме. Он впитывает с молоком матери то отношение к окружающему миру, которое установлено в его семье.

Целенаправленным воспитание становится тогда, когда ребенок начинает понимать и осознавать то, что происходит вокруг него.

Поэтому в задачах многих детских общеобразовательных учреждений стоит включение экологического воспитания в образовательную деятельность. Причем чем раньше эта деятельность осуществляется, тем лучше.

Любое воспитание невозможно без личного примера. Экологическое воспитание будет эффективно тогда, когда есть активная среда, в которой создается правильное отношение к природе. Именно в такой благоприятной среде можно добиться выполнения следующих задач:

  1. Сформировать интерес к окружающему миру.
  2. Создать все предпосылки для активной и гуманной деятельности по отношению к природе.
  3. Заложить в систему ценностей экологическое сознание, нравственное отношение к миру вокруг.
  4. Дать стройную систему экологических знаний.

Младший

Младший дошкольный возраст — это период, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир, он знакомится с ним посредством эмоций и ощущений.

В таком возрасте главное потрогать интересную структуру, понюхать вкусно пахнущий цветок, попробовать на вкус, послушать занимательный рассказ, внимательно понаблюдать за происходящим. Именно с помощью органов чувств педагог или родитель начинает закладывать основные экологические понятия. И постепенно малыш начинает понимать, что мир вокруг него живой, нельзя обижать слабых (животных, растения), нужно помогать и оберегать (например, положить еду в кормушку зимой).

Старший

Становясь старше, ребенок уже начинает осознавать, к чему могут привести его поступки.

В этот период дошкольник может вести посильную активную экологическую деятельность: полить цветы, протереть у растений листья, смастерить вместе с папой или мамой кормушку, покормить домашнее животное…

Активно пополняется его багаж знаний об окружающей среде. В этом, в качестве хорошего подспорья, могут выступать разнообразные вылазки на природу (прогулки, походы).

Ребенок уже способен анализировать, проводить небольшие эксперименты и опыты (посадить семечко, ухаживать за ним и наблюдать, как оно вырастает). У него формируется познавательная активность и экологическая грамотность.

Ранний школьный период

Когда дошкольник приходит в первый класс, он уже обладает значительным багажом знаний, который значительно тяжелеет во время его учебной деятельности, особенно на предмете природоведения. Именно на этом предмете показывается, как человек и его деятельность неразрывно связаны с природой.

Появляются первые зачатки экологической культуры:

  1. Школьник знает как вести себя экологично, не вредя окружающей среде.
  2. Появляется потребность в развитии и углублении познаний о природе.
  3. Развивается бережное отношение к окружающей среде.
  4. Формируются эстетические чувства посредством наблюдения за красотой мира, которые выражаются в творческой деятельности.
  5. Появляется инициативность в решении разных проблем.

Эко культура

Конечным итогом любой экологической методики воспитания является формирование экологической культуры человека. При этом эко культура понимается как сформированное отношение к миру вокруг, как личная ответственность перед природой и ее ресурсами, а также благоприятные поведение и деятельность по отношению к окружающей среде.

Экологическая культура создается не только в образовательных учреждениях, но и укрепляется (либо разрушается) в семье, в окружении человека. Чем выше будет уровень культуры вокруг, тем выше будет она и подрастающего поколения, ведь дети учатся на примере своих родителей и тех, кто живет с ними рядом.

Но образовательное учреждение способно вложить в сознание человека одну простую мысль, что каждый несет свою персональную ответственность за мир, в котором он живет, и потребительское отношение к природе ведет в тупик, к истощению природных ресурсов, которых может уже не хватить следующему поколению.

Любовь к природе

фото 4Экологическая культура невозможна без чувственного подкрепления, без любви к природе. Бережное, разумное отношение к окружающему миру является одним из доказательств такой любви.

Каждый человек, и даже ребенок, способен проявлять нежные чувства заботы и любви. Сохранить и приумножить, такие задачи зачастую ставят подрастающему поколению.

И эти задачи вполне решаемы. В самых простых шагах, таких как, например, устойчивая привычка не сорить (и не засорять мир).

Любовь к природе может быть сравнима с любовью к матери. Рождаясь, ребенок испытывает потребительские чувства.

Мать для него все: и пища, и вода, и эмоции, и мир. Но подрастая, эмоциональная связь ребенка крепнет, и он уже не только потребляет ресурсы матери, но и способен отдавать в ответ, хотя бы свои эмоции. Природа изначально только отдавала свои ресурсы своим детям, и человеку в частности. Но теперь, пришла очередь человека, проявить заботу об окружающей среде.

Заключение

На сегодня экологическое воспитание крайне важно. К сожалению, реалии таковы, что во многих точках мира установился экологический кризис. И если человечество будет идти все по тому же пути потребительства, то ситуация усугубится до критической. Поэтому воспитанию подрастающего поколения отводится так много надежд. Новое поколение с формированной экокультурой жизни сможет преодолеть кризис и воссоздаст самую благоприятную обстановку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

Консультация для родителей "Наблюдаем за природой летом"

«Мир окружающий ребенка –Это прежде всего мир природы,С безграничным богатством явлений.С неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».    ...

Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....

Консультация для родителей на тему: "Природа цвета или цвета Природы"

laquo;Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета... » Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Н...

Консультация "За что я люблю природу"

- «Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому...