Статья на тему: "Детский садизм".
статья

Лысогор Лариса Вячеславовна

Откуда в детях жестокость?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_detskiy_sadizm.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подчас мы, родители, не обращаем внимания на некоторые поступки детей, списывая их на то, что ребенок еще маленький и просто не осознает, к чему могут привести те или иные его поступки. Это касается и жестоких поступков наших детей — полузадушенных котят, замученных лягушек, бескрылых бабочек, покалеченных безжалостной детской рукой.

Нам кажется, что все это лишь детская шалость. Мол, таким образом, ребенок познает окружающий мир. Задумываться о возможных последствиях мы начинаем тогда, когда жестокость входит у ребенка в привычку. Психологи в таких случаях советуют уделять ребенку больше внимания и прививать ему больше доброты и любви.

Но что делать, если эти советы не работают? Как понять, что становится причиной детского садизма? На что следует обратить внимание?

Следует понимать, что ребенок не станет садистом без причины. А причина — ошибки родителей, допущенные при воспитании.

Немотивированно жестокое обращение с живыми существами, производимое взрослым человеком, является общественно порицаемым явлением. Эти действия не гуманны, недостойны настоящего человека. Более того, они могут привести садиста к подобному обращению, но уже с людьми. Что же делать, если ребенок начинает проявлять склонность к садизму по отношению к животным?

В первую очередь необходимо запомнить, что не всякое жестокое обращение вызвано деструктивными мотивами. Каждый ребенок – исследователь по своей натуре. Он может просто экспериментировать с живым материалом, словно разбирая свою куклу или машинку. Важно спросить у ребенка, зачем он это делает. Если ответит, мол, интересно – не стоит наказывать. Лучше предложить поэкспериментировать с более простой формой жизни, например с мухой или каким-то жуком.

Очень важной является профилактика жестокости путем просмотров ребенком мультфильмов, в которых главным героем выступает животное. Путем идентификации с собой этих персонажей, ребенок потеряет всякое желание приносить им (а значит и себе) вред.

Кроме того вы можете учить ребенка заботе о братьях наших меньших. Постройте вместе скворечник или кормушку для птиц, чтобы ваше чадо могло почувствовать как приятно делать добро.

Также можно купить для дворовых кошек сухой корм, например, вот здесь и кормить их периодически. Учите ребенка проявлять сострадание своим собственным примером и такими вот наглядными, доступными для его понимания приемами.

Иногда бывает оправдано предложить ребенку нанести себе тот же вред, что и по отношению к животному. Он может отказаться от жестокости, почувствовав одну с животным боль, ведь дети не всегда осознают, что их действие может привести к подобному результату.

И, напоследок, главная причина детского садизма – душевная боль. Ее вызывает безразличие родителей, унижения, причиненные другим человеком страдания, которые ребенок транслирует дальше в окружающий мир. Важно помочь ребенку почувствовать себя лучше, что он хороший и не одинок. Так причина детской жестокости уйдет сама собой.

Почти все дети в том или ином возрасте были замечены за невинным, на первый взгляд занятием: малыши с удовольствием таскают кошек за хвост, заставляют их ходить на задних лапах или одевают в кукольные наряды. Все это выглядит как игра, но животному такие игры вовсе не по нраву! А случается, что дети проявляют и еще больше жестокости по отношению к своим младшим братьям. Что делать? Почему дети обижают животных? И как объяснить ребенку, что мучать животных нельзя?

Почему дети обижают животных

Во-первых, многие дети, которые мучают животных, испытали на своем опыте обиду или даже насилие. Другими словами, ребенок, жестоко обращающийся с беззащитным животным, сам подвергался жестокому обращению или остро переживал его по отношению к другим. Малыша могли излишне строго наказать, заставлять насильно делать то, чего не хотелось. Или же он увидел нечто поразившее его воображение по телевизору (а мы с Вами знаем, что по телевизору очень часто показывают шокирующие сцены). Тем не менее, причины могут быть различными. И в зависимости от причин, следует выбирать стратегию решения проблемы. Перечислим основные из них:

Ребенок обижает животных, потому что им руководит любопытство исследователя (например, малыш отрезает крылья у насекомого и пытается выяснить, что будет с ним происходить). Такие мотивы встречаются чаще всего у маленьких детей (до 4 – 5 лет). Такие неприятные «игры» с животными напоминают экспериментирование: сможет ли черепаха перевернуться на живот, удачно ли приземлится ли кошка, если подбросить ее к потолку?

Ребенок обижает животных, потому что на него оказывают давление сверстники. Такая ситуация распространена среди старших детей (от 6 – 7 лет), когда нужно заслужить уважение в группе товарищей, выполняя их сложные задания (похоже на обряд посвящения, проверку).

Ребенок обижает животных, чтобы отвлечься и развлечься. Случается, что дети мучают животных, чтобы отвлечься от собственных переживаний и обид. А бывает, детям просто скучно.

Ребенок обижает животных, потому что имитирует взрослых, проигрывая свои обиды. В таких ситуациях игра повторяет случаи насилия над ребенком (ребенок может бить животное, выставлять его за дверь, связывать, запирать в шкаф и т.д.).

Ребенок обижает животных, потому что боится их. В опыте ребенка присутствует травмирующая ситуация (например, его сильно поцарапала кошка), поэтому теперь малыш будет «мстить» животному.

Родителям или специалистам, которые решают данную проблему, следует учитывать возраст ребенка.

Если малышу меньше 3 лет, то не следует уговаривать ребенка правильно обращаться с животным (пока это бесполезно), поскольку он, вероятно, воспринимает домашнего кота, как очередную мягкую игрушку, которая, однако, издает куда больший диапазон звуков, чем ее плюшевые аналоги. Верная стратегия в этом возрасте – показывать правильный пример! Обращайтесь с животным, как с младшим товарищем ребенка. Если малыша застали за играми, доставляющими неприятные ощущения животному, следует выразить свое недовольство, забрать животное у ребенка и «показательно» пожалеть обиженного.

Если малышу уже есть 3 года, расскажите о том, что животные также испытывают боль и обиду. Расскажите малышу о том, какие звери маленькие и беззащитные. Придумайте сказку о своем домашнем животном, нарисуйте вместе с ребенком для него подарок (например, портрет щенка). Приучайте ребенка ухаживать за домашним любимцем (пусть он насыпает корм, меняет воду). Все это поможет ребенку почувствовать, что животное нуждается в его помощи, обладает характером, умеет переживать.

Специалисты отмечают, что если ребенок в возрасте от 6 до 12 лет продолжает мучать животных, это говорит о наличии глубоких психологических проблем. И в таком возрасте есть смысл обратиться за профессиональной помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Детские ссоры"

Взаимоотношения между детьми и родителями....

Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».

    Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.      В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исс...

Статья на тему: "Детская литература - искусство"

Данная статья отражает в своем содержании информацию о роли исскусства в нашей жизни, об эстетическом воспитании, о значении стихов в жизни общества и о роли педагога в интеграции литературы в жизнь в...

Статья на тему: "Детская психосоматика"

В статье говорится о причинах детских соматических заболеваний,их видах ....

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Статья на тему: "Детский туризм. Организация проведения прогулки для детей за пределами или на территории детского сада"

Статья будет полезна молодым специалистам,воспитателям детского сада при организации прогулок с детьми....

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...