Консультация для родителей "Инновационные методы в речевом развитии дошкольников"
консультация

Твердохлебова Ольга Александровна

 Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_v_rechevom_razvitii_doshkolnikov.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Инновационные методы

в речевом развитии дошкольников»

Воспитатель: Твердохлебова О.А.

2019 г.

Инновационные методы в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому.

Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

 Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

«Утюжок» - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

«Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

«Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.

«Горка» - согнутая ладонь опущена.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии . Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Греческое же происхождение имеет и слово «логос» (logos), которое обычно переводят как «наука». Таким образом, кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики.   Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу-вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

Консультация для воспитателей старших групп «Речевое развитие дошкольников»

Методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных форм и методов в речевом развитии дошкольников»

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОСогласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает вл...

«Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»Мартынова Е.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Василёк»Цель: повышени...

Буклет "Аква- гимнастика - инновационный метод в речевом развитий дошкольников"

В буклете представлены рекомендации по использованию аква- гимнастики с детьми дошкольного возраста, кроме того представлены описания простейших игр, основной целью которых является  развитие тон...

Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»...