Главные вкладки

    Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей
    статья

    Деменко Наталья Васильевна

    В статье рассмотрены признаки нарушения слуха у детей, обнаружив которые,  родителям стоит обратиться за консультацией к сурдологу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей

    Подготовила учитель – логопед Деменко Наталья Васильевна

            

    Какие нарушения могут быть обнаружены у ребенка раннего возраста?

    Признаки нарушения слуха в первый год жизни.

     Конец 1-го месяца:

    • В ответ на неожиданно громкий звук – нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений.
    •  Ребенок не вздрагивает, не моргает.

    Конец 2-го месяца:

    • Не прислушивается к звону колокольчика на расстоянии полутора метров.

    Конец 3-го месяца:  

    •  Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево к  источнику звучания.
    • Не реагирует на звучащие игрушки.

     Конец 5-го месяца:

    • Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

     Конец 6 месяца:      

    • Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

    Конец 7 месяца:      

    • Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.  
    • Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

    Конец 8 месяца:      

    • Не прислушивается к разговору взрослых.
    •  Не замирает, услышав новый звук.
    •  Не проявляет интереса к музыке.
    •  Не лепечет.

     Конец 9 месяца:    

    • Не реагирует на собственное имя.
    •  Не понимает слово «нет», запрета.
    •  Не играет с вами в «разговор».

    Конец 10 месяца и 11 месяц:    

    • Лепет либо отсутствует, либо монотонно окрашен.        
    • Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

     Конец 12 месяца и старше:        

    • По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
    • Не имитирует простые звуки и односложные слова.    
    • Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
    •  Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
    • Не понимает простые обращения.
    •  Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
    •  Не пытается говорить.

    Потеря слуха в первые месяцы жизни приводит прежде всего к невозможности ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые происходят в поле его зрения. У него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира. То есть нарушается одно из главных условий нормального развития. С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями.

    Основными достижениями раннего периода можно считать:

    1. Формирование у ребенка потребности в общении со взрослыми;

    2. Развитие движений ребенка и его действий с предметами с предметами в соответствии с возрастной нормой;

    3. Переход от физиологического, не обусловленного состоянием слуха гуления к лепету, возникающему на основе слухо-зрительного и  слухового подражания речи взрослого и самоподражания;

    4. Возникновение понимания первых слов и фраз;

     5. Развитие слуховой функции ребенка: умение реагировать на разнообразные неречевые и речевые звучания и дифференцировать их.  

    В настоящее время внедряется новая организационная форма занятий с глухими и слабослышащими малышами - группы кратковременного пребывания в специальных дошкольных учреждениях. Открываются группы комбинированного вида, имеющие как  группы для слышащих детей, так и специальные группы.

    Родители могут посетить и фронтальные занятия и индивидуальные занятия детьми того же возраста и слышащих и глухих сверстников. Объективно оценить продвижение ребенка и решить вопрос о дальнейших формах обучения ребенка.

    Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

    1. У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;

    2. Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако, такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;

    3. Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;

    4. Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук. С ребенком, у  которого есть нарушения развития, нужно проводить те же игры и занятия, что и с обычно  развивающимися детьми. Только ваши занятия будут немного отличаться в зависимости от нарушения. Если у ребенка проблемы со слухом, вначале вы должны опираться в основном на зрительный опыт.

    Помните о том, что ребенок должен заниматься с удовольствием, ему должно быть интересно! Это необходимо для того, чтобы малыш мог продвигаться дальше в приобретении новых умений и навыков.  

    Литература:

    1. Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. - М. - 2001. - с.191.

    2. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. - М., Академия, 2003. - с.224.

    3. Ребенок с проблемами в развитии. Центр развития и абилитации ребенка. Санкт-Петербург. - 2019 г. - с.15.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Предупреждение нарушения слуха у детей"

    Почему дети теряют слух? Это происходит в результате врожденных пороков, а также из-за травмы или заболевания. ......

    Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

    Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...

    Консультация для родителей: « Раннее выявление нарушений речи»

    Помните фильм советских времен "По семейным обстоятельствам"? Там одной девчушке, у которой "не звучала" добрая часть алфавита, родители пригласили опытного логопеда (роль сыграл Р...

    Рекомендациия для родителей: «Профилактика нарушений слуха у детей дошкольного возраста».

    Советы родителямЧтобы органы слуха у ребенка оставались здоровыми, родители обязательно должны соблюдать такие правила:...

    Рекомендации родителям ребенка с нарушением слуха

    Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды. Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в ...

    Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

    Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...

    Рекомендации для родителей по профилактике нарушения осанки у детей в домашних условиях

    В данной консультации для родителей широко представлены советы и рекомендации по профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста и комплексы упражнений к ним....