Рекомендации родителям ребенка с нарушением слуха
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ложкина Наталья Анатольевна
Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды.
 
Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль речи детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.
 
Одним из важных требований при создании слухоречевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе.
 
На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.
 
У детей формирование разных навыков и способностей тесно взаимосвязано. То как ребёнок будет учиться понимать речь и говорить, зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и многого другого. Многие дети с нарушениями слуха отстают в развитии от нормально слышащих сверстников. Проблемы в двигательной сфере очевидны: одни не ловки и плохо двигаются, другие выглядят очень подвижными, на самом деле не могут выполнять точные движения, так же им трудно выполнять последовательность движений. Т. е. у не слышащих малышей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. Данные нарушения вызваны наличием у части детей с нарушенным слухом поражения мозга разной степени, в том числе и двигательных центров. К тому же при сенсоневральной тугоухости повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ней орган равновесия. Все эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей моторики координации движений. Нарушено и зрительное восприятие. Способность не слышащих детей видеть и запоминать детали поражает, однако они плохо выделяют главные признаки предметов, что важно для развития понятий, так же нарушено восприятие пространственных свойств предметов: размер, взаимное расположение. В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием: трудно привлечь их внимание к чему-либо, удержать его, малыши быстро устают, отвлекаются. Особенно тесно связано с развитием понимания речи развитие мышление. Если ребёнок не носит слуховой аппарат, то он не слышит речи взрослых. А она является источником информации об окружающих предметах, их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. И поэтому дошкольники с нарушенным слухом отстают в развитии мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekome_rod_s_garush_sluh.docx733.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ramka-dliya-teksta-babochki.jpg

                ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛИ!
Если ваш малыш не реагирует на звук игрушки, музыки, время обратится к врачу!

Доктор обследует малыша и снимит аудиограмму, по которой вам индивидуально изготовят аппарат для  улучшения слуха.

Важно, чтобы в индивидуальном слуховом аппарате ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1м.

Стимулируйте психическое развитие детей:

- Натяните над кроваткой эластичную ленту, повесьте звучащие игрушки и предметы в пределах досягаемости рук ребёнка, вкладывайте игрушки в его руку.

- Когда ребёнок начнёт ползать, расставьте и развесьте такие игрушки вокруг ребёнка. Важно, чтобы малыш обнаруживая их, понимал, что он сам создаёт шум этими игрушками. Имитируйте эти звуки, побуждайте ребёнка имитировать их, но не в то время когда звучит игрушка, а после.

- Голос взрослого – самый важный источник звука. Это первейшее средство слуховой тренировки, образец для подражания. Говорить нужно неторопливо, отчётливо, без утрированного произнесения отдельных звуков и слогов, естественно, с различными интонациями, без крика. Говорите в ушко, лицом к лицу, удаляйтесь и приближайтесь. Используйте мимику и жесты.

- Важно поощрять все попытки ребёнка сопроводить свои действия голосом (повторяйте за ребёнком – ба-ба-ба, ответьте – аба-ба), побуждайте его повторить, напевайте ему эти слоги приятным голосом, улыбайтесь, прикасайтесь к малышу, возьмите на руки.

- Первый год – решающий в развитии слуха, поэтому важно постоянно разговаривать с ребёнком, комментировать вслух все ваши действия и действия малыша. Важно не терять ни одного

Ramka-dliya-teksta-babochki.jpg

дня, говорить, используя любую бытовую ситуацию, любую минуту. «Прикрепите» к ситуациям по 2-4 слова (при умывании: вода, руки, мыло и т.д.; при кормлении: ам-ам, каша, молоко и т.д.).

- Важно говорить и тогда, когда ребёнок не смотрит на вас. Затем повторить то же, когда малыш смотрит вам в лицо, чтобы он видел движение губ и вновь повторить, чтобы ребёнок воспринимал слова только на слух, не видя лица. Например, малыш держит рубашку, рассматривает её – говорите ему на ушко: это рубашка, наденем рубашку. Возьмите её, поднесите к своему лицу и повторите эти фразы.

- Если нет аппарата, общайтесь, говоря «на ухо», стоя чуть сбоку и сзади, ваши губы на расстоянии 10-20 см от его лучше слышащего уха. Говорить нужно громко, но не кричать.

- Важно начинать говорить, когда приближаетесь к малышу («Миша, мама идёт») и брать ребёнка ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, как он на вас посмотрит.

Необходимо чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически- через тело матери.

- Все действия сопровождайте речью.

                                                                                    Использовался материал с портала https://r-sluh.ru/news/rekomendaciya_dlya_roditelej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Рекомендации родителям ребенка с нарушениями речи

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас. Вот рекамендации в помощь....

Рекомендации для педагогов "Особенности развития ребенка с нарушением слуха"

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучен...

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха

Рекомендации родителям, воспитывающим      ребенка  с нарушением слуха: Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего о...

Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей

В статье рассмотрены признаки нарушения слуха у детей, обнаружив которые,  родителям стоит обратиться за консультацией к сурдологу....

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов.

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов...