Роль родителей в формировании самостоятельности ребёнка.
статья

Камбаратова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Камбаратова Ольга Николаевна

                                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                                   МАДОУ д/с №229 "Дельфин"

                                                                                                                    г. Нижний Новгород

Роль родителей в формировании самостоятельности ребёнка.

В жизни мы часто пользуемся понятием «самостоятельность»,  не особенно задумываясь над его содержанием. Многие сегодня называют своего ребёнка самостоятельным или, наоборот, несамостоятельным, ориентируясь при этом на совершенно различные основания. Так, одни считают самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, без обращений за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный - это такой ребенок, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности. Третьи назовут самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гуляет отдельно от взрослых, в общем, сам по себе. Найдутся и такие, кто назовет самостоятельным дошкольника, который может отстоять свое мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и взрослых [2,с.52-58].

В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность - это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 гола стремление к самостоятельности; к четырём годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло (10,65).

Такие известные психологи как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Рубинштейн С.Л. объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребёнок переживает «кризис трёх лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребёнка взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя источником своей воли [4,118].

Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт, утверждал, что цель семейного воспитания - содействие развитию человека, отличающегося мудростью, самостоятельностью, любовью. Ученый старался определить причины, мешающие человеку развиваться и становиться самостоятельной творческой личностью с активным отношением к жизни. Формирование самостоятельности длительный и сложный процесс и родители в нем играют главную роль [4.131].

Поэтому для адекватных действий по формированию самостоятельности в дошкольном возрасте родителям следует знать много, но, возможно, самое главное-знания об этапах развития самостоятельности, а также правилах её формирования.

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат: чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели». Проявление инициативы -это первый компонент в развитии самостоятельности.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны (уберу сама быстрее), и небезопасны (вдруг поранится). Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось [5,с.90].

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий компонент в формировании самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности. Существует несколько правил формирования самостоятельности.

Правило №1. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, - овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту». Так, от 3 до 7 лет ведущей деятельностью выступает игра.

Правило №2. Самостоятельность - понятие субъективное, она может быть разной при оценке одного и того же действия. Самостоятельность не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы восторг окружающих. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным. По большому счету этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым - здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

Правило №3. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Со временем ребенок усваивает главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устоит всех. «Всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности. Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Чтобы дети выросли самостоятельными, то надо учить их не только бытовой самостоятельности, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий,

Правило №4. В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Правило №5. Но, пожалуй, главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола, помощь в уходе за домашним питомцем.

Правило №6. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействия.

Правило №7. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Правило №8. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Правило №9. Прежде всего, родители должны показывать ребенку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несет ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься, как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его  действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если всегда решать за ребёнка и лишать его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет, либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком.

Правило №10. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то родителям приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие [8, с. 55-57].

Подход к развитию самостоятельности требует` необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного ее проявления. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельностью «тренируют» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Список литературы

1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В.. Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.

2. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. -2009. №9 с. 52-58.

3. Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004.

4. Борисова 0. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. 2008. №1 -с. 124-132.

5. Блонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П.. Педология. - М., 2000.43.89-119.

6. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. 2007. № 12 с. 28-33.

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. - М.: 2008.

8. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Журнал «Виноград». – 2010. № 37.

9. Волков Б. С.. Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. -4-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009 г.

10. Печора К.Л. Развиваем детей раннею возраста… Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. - М: Сфера, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в формировании индивидуальности ребёнка"

Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в формировании индивидуальности ребёнка"...

Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании речи ребёнка"

Консультация "Роль семьи в формировании речи ребёнка" адресована родителям младших дошкольников. Родители, заинтересованные в своевременном развитии речи детей, познакомившись с материалами консультац...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании ЗОЖ ребёнка"

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»...

Статья «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»

    «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка» У ребёнка дошкольного возраста психика пластична, легко поддаётся изменению под воздействием внешней среды. Семья и де...