Консультация для родителей "Будущий первоклассник"
консультация (подготовительная группа)

Киселева Ольга Александровна

В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог.

Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной.

Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению.

У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.

Родителям нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.

В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родите

 

Упражнение «Идеальный родитель».  

Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя».

Назовите качества, которыми должен обладать идеальный родитель. Запишите все качества, не обсуждая (ромашка)

Возьмите листок с мишенью, в центре находятся идеальные родители, а чем дальше от центра, тем дальше от идеала.

Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему, мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отметьте инициалами.

 

Упражнение «Мусорная корзина».

Теперь на одном листе (-) напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты.

На другом листе (+) напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, приблизиться к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет), напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.

Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.

Вывод: Не всегда есть время обратить внимание на себя, проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Иметь идеального родителя – мечта каждого ребенка.

 

 

Упражнение на визуализацию «Погружение в детство» 

Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами идет близкий человек. Посмотрите, кто это? Как он выглядит, во что одет? Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Вам хорошо. Вы чувствуете надежную защиту и опору, вместе вам ничего не страшно. Вы уверенно и смело шагаете по весенней улице. Затем вы отпускаете руку и весело убегаете вперед, но не далеко. Останавливаетесь, ждете своего близкого человека и вновь берете за руку. Вдруг вы слышите незнакомый смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого человека. Что вы чувствуете? Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова крепко берете за руку. Вы идете дальше вместе и весело смеётесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откройте глаза.

В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, роль родителя в формировании уверенности в дальнейшей жизни.

(Можно предложить участникам поделиться своими эмоциональными переживаниями)

Позвольте вам дать один совет, возьмите за правило, перед сном пообщаться с ребенком. Как прошел день, кто его обидел, что было хорошего в этот день. И потом обнимите ребенка и скажите, что вы его очень любите и никогда его в обиду не дадите. Поверьте – это важно.

 

Вопросы-шутки:

 

Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

 

В какой земле сеют капусту? 

(капусту не сеют, сеют семена).

 

Какие часы показывают верное время два раза в сутки? 

(которые остановились).

 

Какой вещи человек очень верит? 

(замку).

 

Может ли страус назвать себя птицей?

(нет, он не умеет говорить).

 

Без чего хлеба не испечешь? 

(без корочки).

 

«Готовность ребенка к школе»

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой…).Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….

С приходом в школу изменяется      вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 27 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.

Вопрос:

Что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс школы?

Составим «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника».

 

Теперь предлагаю Вам познакомиться с «портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника. Перед вами представлены все направления готовности ребенка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребенка в школе. Предлагаю поочередно познакомиться с каждым их них.

Школьная готовность

Физическая готовность (эмоционально-волевая готовность)

Вопрос родителям:

«Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?»

Необходимо подвести родителей к мысли, что в первую очередь в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве.

При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а, следовательно, усидчивости и внимания.

Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных в схеме.

 

Послушайте  ситуацию.

«Сережа был довольно развитым мальчиком.

К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов.

Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

 

Внимание! Вопросы:

  1. Что послужило причиной неуспехов в школе?
  2. Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

 

Мотивационная готовность

Вопрос родителям:

«Желание пойти в школу» и «Желание учиться» – это одно и то же или разные понятия?»

«В ходе рассуждений педагог подводит к выводу, если ребенок говорит: «У меня будет новый ранец…», «В школе весело…», «В школе на переменах можно играть…», то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано – желание учиться.

 

 

Следующая ситуация:

«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».

Внимание! Вопросы.

  1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
  2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль.

Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой.

Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.

 

 

Интеллектуальная готовность

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.

 

 

Еще одна ситуация:

«Бабушка о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок.

Внимание! Вопросы.

  1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?
  2. Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?

Интеллектуальная готовность предполагает формирование  внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери.

Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

 

 

Коммуникативная готовность

«Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным «шустрикам» приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.

 

Следующая ситуация:

Мама рассказывает: 

«С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».

Внимание! Вопросы:

  1. Права ли мама в своих волнениях?
  2. Каковы ваши рекомендации по формированию коммуникативной готовности?

Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

То есть качества, обеспечивающее безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

 

 

И последняя ситуация:

Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все дети в д/саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!»

Внимание! Вопросы:

  1. Оцените семейное воспитание Павлика?
  2. Можно ли предвидеть результаты учения Павлика?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.

 

При помощи игровых ситуаций мы постарались довести до вас все компоненты психологической готовности детей к школе. И я надеюсь, что после нашей игры, вы родители, посмотрите на своих детей другими глазами, любящими и понимающими.

Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель,

пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи

ему не сделать того, что можно сделать вместе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchiy_pervoklassnik.docx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Консультация для будущих первоклассников"

Консультация для родителей детей подготовительной группы....

Консультации родителям будущих первоклассников

по подготовке детей к школьному обучению...

Консультация для родителей первоклассников "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"

Материал будет интересен как родителям будущих первоклассников, так и воспитателям подготовительной к школе группы. Рассматриваются конкретные параметры "школьной готовности", их значение и ...

Консультация«Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так...

консультация для родителей первоклассников

Рекомендации родителям о подготовке детей в первый класс....

Консультация "Родителям будущих первоклассников"

Советы учителя-логопеда ро развитию речи детей подготовительной группы....