Родительское собрание «Патриотическое воспитание старших дошкольников «Мы дети Поволжья»
материал

Тугушева Наиля Измаиловна

Тема«Мы дети Поволжья»

Форма проведения: родительское собрание

Аудитория: родители   старшей  группы

Количество участников: воспитатель группы, родители

Задачи:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3.Содействовать сплочению родительского коллектива через совместное интерактивное взаимодействие.

4. Способствовать к проявлению толерантного отношения к другим национальностям и народным традициям родителей воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –детский сад с. Старые Бурасы  Базарно –Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Родительское собрание

 «Патриотическое воспитание старших дошкольников «Мы дети Поволжья»» с использованием

интерактивных технологий как средство формирования партнерской позиции родителей и ДОУ .

Воспитатель: Тугушева Н.И.

Тема«Мы дети Поволжья»

Форма проведения: родительское собрание

Аудитория: родители   старшей  группы

Количество участников: воспитатель группы, родители

Задачи:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3.Содействовать сплочению родительского коллектива через совместное интерактивное взаимодействие.

4. Способствовать к проявлению толерантного отношения к другим национальностям и народным традициям родителей воспитанников.

Ожидаемые результаты:

1. Повышена педагогическая компетентность родителей.

2. Родители ознакомлены с темой «Патриотическое воспитание дошкольников "Мы дети Поволжья».

3. Родители заинтересованы в воспитательно-образовательном процессе, который обеспечивает улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащает воспитательный опыт родителей.

4.Родительский коллектив стал более сплочённым.

5. Активно участвуют в акциях, проектах, конкурсах детского сада.

Информационно-техническое обеспечение: анкеты, информация на стендах, буклеты, приглашение через официальный сайт детского сада.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, оформленные стенды, выставка «Предметы быта народов Поволжья»., стулья для участников, столы, салфетки, кусочки ткани нескольких видов и расцветок, нитки, иголки, бусины, ленточки.

Предварительная работа: Оформить стенд для родителей по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья». Подготовить выставку «Предметы быта народов Поволжья».

Логика проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут- русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. В традиционной культуре любого народа следует выделить компоненты, наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных и патриотических чувств.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, родителей, их взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народов Среднего Поволжья, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

В старшем дошкольном возрасте, учитывая возросшие возможности детей, можно ввести новые беседы: «Одежда народов Поволжья», «Декоративно-прикладное искусство». На всех возрастных этапах использовать иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между народами Поволжья (русские, чуваши, мордва, татары).

2.1. Анкетирование родителей. Приложение1.

2.2. Просмотр видеоролика "Толерантность - это..."

3.1. Мастер-класс "Изготовление народной куклы".

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Скорее всего именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение  с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно  в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится). Приложение 2. Предложить родителям изготовить в группу кукол в разных национальных костюмах и организовать выставку.

4. Рефлексия.

4.1.Анализ анкетирования родителей.

4.2.Упражнение «Салфетки».

На столах лежат салфетки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить.  
Сложите салфетку пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите салфетку и повторите процедуру еще раз. Спасибо, разверните получившуюся салфетку.

Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.

Каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других

«Дружелюбие, уважение к людям  разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Приложение1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.

1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

- положительно;

- отрицательно;

- равнодушно.

2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?

- да;

- нет;

- не знаю.

4. На каком языке вы произнесли первые слова?

5. А на каком говорите сейчас?

6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?

- соседних народов;

- национальные; 
- эстрадные; 
- зарубежные.

7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?

8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?

9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?

10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

- быть терпимыми к их национальным особенностям;

- быть с ними настороже.

11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?

- нет;

- да.

12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:

- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;

- чтоб он не общался с ним.

13. Что такое толерантность?

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- готовность быть терпимым, снисходительным;

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться

с мнением других, быть снисходительным.

14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?

- да;

- нет;

- не знаю.

15. Для того чтобы не было войны…

- нужно понимать, почему они происходят;

- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?

говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;

- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;

или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;

- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.

Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.

Приложение 2.

Буклет. " Славянские куклы обереги"

Древние славяне изготавливали поделки своими руками на все случаи

жизни. Самыми распространенными куклами считаются следующие:

Зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;

Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица.

Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливее и спокойнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Родительское собрание "Экологическое воспитание старших дошкольников."

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников»

Тема: «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»Цель: формировать  представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.Задачи: Воспитывать интерес к культур...

Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников»

Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников».Тема: «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»Цель: формировать  представление родите...

Родительское собрание: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия, поля, холмы родные,Родного неба милый свет, знакомые потоки, златые игры первых лет.И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит?О, Родина святая, какое...

Выступление на родительском собрании «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Днное выступление было приурочено к родительскому собранию....