Материалы для родителей
методическая разработка

Мухьянова Надежда Ильинична

Игры для дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sri_v_magazine.docx19.26 КБ
Файл sri_poezd.docx17.47 КБ
Файл sri_kukla_zabolela_1.docx17.86 КБ
Файл kartoteka_palchikovye_igry.docx73.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

"В магазине"

(для детей с нарушением слуха)

Задачи:

I. Образовательные:

-обучение  детей игровым действиям, элементам игры;

-использование в речи знакомых слов и фраз;

-закрепление знаний по теме «В магазине», расширение словарного запаса.

II.  Развивающие:

-развитие игровых умений и навыков  (т.е. умение находить предметы, нужные для игры - халат, шапочка; обыгрывание простых игровых действий – (продавец, покупатель),  распределение ролей и подчинение действий роли);

-развитие интереса к сюжетно- ролевым играм;

-развитие воображения.

III. Воспитательные:

-формирование доброжелательных и дружеских  взаимоотношений, навыков коллективной деятельности;

-закрепление правил поведения в общественных местах;

-развитие интереса и уважения к профессии продавца.

IV. Коррекционные:

-развитие речи детей в быту;

-формирование навыков речевого общения в ходе игры;

-активизация мыслительной деятельности;

-совершенствование моторного развития.

 

Методические приемы:

-использование картинок, табличек;

-обыгрывание атрибутов в уголке, распределение ролей;

-беседа- объяснение;

-экскурсии;

-участие воспитателя в игре (совместная игра с детьми).

 

Оборудование:

-картинки с разными отделами магазинов («овощи», «фрукты», «хлеб», одежда», обувь», «игрушки»);

-атрибуты сюжетно- ролевой игры (весы, колпак, фартук, кошельки, «деньги»);

- таблички со словами, фразами.

 

Словарь:  касса, кошелек, весы, фартук, колпак.

  

Ход занятия

I. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята.

-Сядьте.

-Я сел (а).

-Ребята, что мы будем делать?

-(Будем играть).

 

II. Подготовительная дидактическая игра.

-Как называется игра?

-(«В магазине).

- Какие вы знаете магазины?

- ( Мебельный, обувной, одежда, игрушки, продукты, овощи и фрукты, хозяйственный). 

-Что продают в мебельном магазине?

- ( Мебель: кровать, столы, стулья, шкафы, тумбочки…).

-Что продают в обувном магазине?

-(обувь: сапоги, туфли, ботинки, валенки, сандалии…).

-Дети, где продают посуду?

-(В хозяйственном магазине).

Дидактическая игра.

 -Сейчас мы с вами поиграем. Я раздам вам картинки, а вы должны правильно прикрепить их на доске (раздается раздаточный материал детям - по 3-4 картинки).

-Ребята, посмотрите внимательно на доску, правильно или неправильно выполнили задание?

-Слушайте внимательно! (Работа за экраном).

-В магазине  «Продукты» продают хлеб, конфеты,  макароны, колбасу, молоко….

-В овощном магазине продают морковь, капусту, лук.

 

III. Распределение ролей. 

-Дети, как вы думаете, какой это магазин?

-(«Продукты»).

-А это какой?

-(Овощи и фрукты).

-Кто работает в магазине?

-(Продавец).

Что делает продавец?

-(Продает). (Таблица на доску).

-Кто хочет быть продавцом в  магазине «Продукты»?

-(Я хочу быть).

-Кто хочет быть продавцом в магазине «Овощи фрукты?

-(Я хочу быть).

-Что нужно для игры?

-(Нужны халат, шапочка, весы).

-А сейчас Настя Илья  расскажут нам стихотворение о продавце.

-А сейчас мы в магазине-

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса-

Разбегаются глаза

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте.

-Иди, открой магазин (ребенок берет ключ и открывает магазин).         

-Катя, надень халат и шапочку (закрепить на грудь).

- А мы кто будем? (воспитатель показывает на себя и детей).

- (Мы покупатели). (Показ таблички).

-Ребята, а что нужно покупателю для игры?

-(Кошелек,  деньги, пакеты). (Раздается детям).

-Мы пойдем в магазин. (Дети и воспитатели идут к магазину и встают в очередь друг за другом). Кто будет первым покупателем?

-(Я, Я..).

-Давайте выберем покупателя считалкой? Кто хочет считать?

-(Я буду).

 

IV. Проведение игры.

-Ребята, посмотрите, сколько стоит хлеб, молоко, печенье, колбаса?

-Посмотрите внимательно, сколько у вас денег?

-(9 рублей).

-Илья, что ты хочешь купить?

-(Я хочу купить печенье).

-У тебя хватит денег?

-(Да, хватит).

-Иди, покупай.

                                          

Работа с каждым из покупателей.

V.  Итог занятия.

-Ребята, что  мы сегодня делали?

-Мы говорили, задавали вопросы, отвечали, играли.

-А вам понравилась игра?

-Хотите еще играть?

-Хорошо, мы будем играть и в другие игры. Будем покупать одежду в магазине  «Одежда».

-Дети, вы хорошо играли, говорили и отвечали на вопросы. Были активны и внимательны.

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

 «Поезд»

(для детей с нарушением слуха)

Программное содержание:

Вызвать радостное настроение учить имитировать работу машиниста проводника кассира, пассажиров, формировать диалогическую речь, расширять активный словарь, следить за реальным и ролевым взаимоотношением.

Подготовка:

Рассматривание иллюстраций совместно с детьми.

Изготовление атрибутов.

Оборудование:

Макет кабины машиниста, светофор, касса, флажки, макеты деревьев, грибы, листья, спортивное оборудование, текст вопросов и ответов, вывески, театр, аптека, вокзал.

Обруч, пенёк, рыбки и удочка с магнитом.

Ход игры

Будем играть. Игра «ПОЕЗД»

-пойдём в аптеку?

-нет

-зайдём в театр?

-пойдём на вокзал?

-да

-что будем делать на вокзале?

-будем покупать билеты на поезд

-кем ты хочешь быть?

-я хочу быть кассиром

-я хочу быть машинистом

-я хочу быть проводником

-а кем будем мы?

-мы будем пассажирами

-займите свои места

Проводник берёт флажки надевает фуражку

Машинист садится в кабину надевает фуражку

Пассажиры покупают билеты

-пожалуйста дайте билет до станции «лес»

-сколько стоит?

-три рубля

-пассажир идёт с билетом к проводнику

-ваш билет

-на билет

-место четыре, проходите

Пассажиры занимают свои места на светофоре зелёный свет проводник держит флажки-поезд отправляется

Проводник предлагает пассажирам чай

-вы хотите чаю?

-я хочу чаю

-спасибо

Пассажиры пьют чай

Загорается красный свет-остановка

Пассажиры выходят

На остановке стол с продуктами питания

-Покупайте пиццу колбасу сосиски, мороженное

-сколько стоит мороженное?

-три рубля

-спасибо

Все пассажиры покупают продукты, садятся в поезд

Зелёный свет поезд отправляется

Пассажиры пьют чай и едят

Остановка «лес»

Все выходят из поезда

Машинист берёт ведро и удочку дети берут корзинки

Подходят к мостику

-Тут река

-я боюсь идти по мосту

-дай руку я помогу

Дети идут по спортивной доске

-тут большой камень

Дети перешагивают через куб

-Упало дерево

Дети перешагивают через цилиндр

-тут ручей не намочи ноги

-пойдём по камешкам

Дети идут по спортивным коврикам набитыми камешками и песком

-тут озеро я буду ловить рыбу

Ребёнок садится на пенёк, магнитной удочкой ловит рыб

-ой, как много грибов

-будем собирать грибы

Дети берут палочки и ищут грибы под листьями деревьев

-я нашла гриб он красный с белыми точками

-спроси у Саши хороший гриб

-Саша хороший гриб?

-нет,плохой-мухомор

-оставим его в лесу

-это подосиновик, это-подберёзовик, а это-сыроежка

Дети садятся на полянку зовут к себе рыбака, рассматривают грибы и рыбу

Воспитатель предлагает спросить друг у друга название грибов

Предлагает спеть песню

«мы в лесок пойдём мы грибов найдём, в шапочке нарядной тёмно-шоколадной…»

Воспитатель свистит в свисток

Дети смотрят на часы

Мы опоздаем на поезд надо идти

Дети возвращаются преодолевая все препятствия

Дети садятся в поезд уставшие засыпают

Остановка-приехали домой

-в какую игру мы играли?

-мы играли в игру «»ПОЕЗД»

-вам понравилась игра?

-ты любишь играть?

-да я люблю играть



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

 «Кукла заболела»

(для детей с нарушением слуха)

Цель:

1. Учить детей наблюдать за действиями воспитателя, выполнять действия отраженно, обогащать словарь детей, закреплять названия одежды.

2. В процессе игры следить за произношением звуков А-О-У. Использовать при исправлении звуков фонетическую ритмику и приемы беглой коррекции.

3. Воспитывать у детей сопереживание, интерес к игре.

Оборудование:

таблички, халаты, колпаки, оборудование кукольного уголка, вата, пипетка, предметы – заменители: термометр, капли, таблетки.

Предшествующая работа:

1. Закрепления названия одежды в д/и «Одень куклу на прогулку».

2. Прогулка с кукол на участке.

3. Экскурсия в кабинет медсестры.

4. Рассмотривание картин с изображение детей и врача.

Ход игры

(Дети заходят в группу, воспитатель предлагает поздороваться с гостями).

Воспитатель. Поздоровайтесь.

Дети. Привет (ритмика)

Воспитатель. Что будем делать?

Дети. Будем играть

Воспитатель. Игра «Кукла заболела»

(Воспитатель обращает внимание на сидящих за столом кукол и говорит): «Куклы будут играть». (Воспитатель вызывает двух детей, предлагает читать сопряжено предъявленные по одной таблички).

Воспитатель. Покажи термометр.

Дети. Вот (ритмика)

(Ребенок показывает на себе действие с термометром. Таким образом, проводится работа со словами: пипетка, капли, вата, таблетки. Воспитатель обращает внимание на кровати, на которых лежат две куклы. Всем видом воспитатель показывает свою обеспокоенность).

Воспитатель. Что случилось? Куклы лежат. Почему лежат?

Ой-ой, куклы заболели, (дети делают ритмику).

(Воспитатель надевает халат, колпак и сообщает детям): «Я врач».

Воспитатель. Это кукла маша. У Маши болит голова. Я лечу Машу, смотрите на меня.

(Воспитатель «лечит» куклу: щупает голову, ставит термометр).

Воспитатель. Ой, болит голова, (дает таблетки). Вот таблетки. На, Маша. (Берет чашку, изображает, что кукла пьет воду и затем укладывает Машу спать).

(Воспитатель приглашает Арину). Арина, ты врач.

(Надеваем ребенку халат и колпак).

Воспитатель. Возьми куклу. Это Кукла Ляля. У Ляли болит нос.

Лечи Лялю. Вот капли. Возьми пипетку. Лечи нос. (Ребенок «лечит» нос).

Воспитатель. Уложи Лялю спать. Хороший врач.

(Воспитатель обращает внимание детей на кукол, радуется).

Воспитатель. Куклы здоровы. (Воспитатель вызывает Даню, предлагает одеть куклу).

Воспитатель. Вот. Вот носки. Вот туфли. Одень куклу Машу.

Я помогу. (Ребенок одевает куклу, воспитатель помогает и усаживает куклу Машу к куклам за стол).

Воспитатель. Голова не болит.

Маша здорова.

(Вызывает ребенка).

Воспитатель. Одень куклу Лялю. Я помогу.

(Ребенок одевает куклу Лялю и усаживает за стол).

Воспитатель. Нос не болит. Ляля Здорова.

Воспитатель. Что мы делали?

Мы играли.

Встаньте, будем танцевать.

(Куклы «Встают», дети устраивают хоровод вместе с куклами).



Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ

«Мальчик-пальчик»

 -Мальчик-пальчик

 Где ты был?

 -С этим братцем-

 В лес ходил.

 С этим братцем-

 Щи варил.

 С этим братцем-

 Кашу ел.

 С этим братцем-

 Песни пел.

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.

«Кто приехал?»

 Кто приехал?

 Мы-мы-мы!

 Мама, мама, это ты?

 Да-да-да!

 Папа, папа, это ты?

 Да-да-да!

 Братец, братец, это ты?

 Да-да-да!

 Ах, сестричка, это ты?

 Да-да-да!

 Все мы вместе, да-да-да!

 Очень дружная семья!

 Пальцы обеих рук сложены вместе.

 Быстро хлопают кончики больших  

 пальцев.

 Кончики больших пальцев прижаты, а

 кончики остальных одновременно

 хлопают.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики указательных.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики средних пальцев.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики безымянных.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики мизинцев.

Хлопать в ладоши.

«Моя семья»

 Раз-два-три-четыре!

 Кто живет в моей квартире?

 Раз-два-три-четыре-пять!

 Всех могу пересчитать:

 Папа, мама, брат, сестренка,

 Кошка Мурка, два котенка,

 Мой щегол, сверчок и я - вот и

              вся моя семья!

 Хлопки на счет.

 Поочередное загибание пальцев.

«Семья»

Этот пальчик- дедушка,

  Этот пальчик- бабушка,

  Этот пальчик – папочка,

  Этот пальчик-  мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок,

  затем по очереди разгибать их,

  начиная с большого пальца.

ДЕТСКИЙ САД

   «Встали пальчики»

 Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик -прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж заснул.

 Тише, тише, не шуми,

 Пальчики не разбуди.

 Встали пальчики –«Ура!»

 В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к

 ладошке, начиная с мизинца.

 Затем большим пальцем касаться

  всех остальных – «будить».

 

 С восклицанием «Ура!» - кулачки

  разжать, широко расставив

 пальцы.

«Дружба»

 Дружат в нашей группе

 Девочки и мальчики,

 Мы с тобой подружим

 Маленькие пальчики.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем снова мы считать.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы  закончили считать.

Ритмично стучат кулачкамипо столу.

 Разжимают кулачки, начиная с  мизинца.

«Наша группа»

  В нашей группе все друзья.

  Самый младший – это Я.

  Это Маша,

  Это Саша,

  Это Юра,

Это Даша.

Показать ладони с растопыренными пальцами. Сжать в замок. Открыть и поочерёдно начиная с мизинца загибать пальцы.

ИГРУШКИ

«Шар»

Надуваем быстро шарик,

 Он становится большим,

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

 

 Стал он тонким и худым.

Все пальцы обеих рук в  

 щепотке,соприкасаются

 кончиками. В этом положении

 дуем на них,

 При этом пальчики принимают

 форму шара.

 Воздух «выходит» и пальчики

 принимают исходное положение.

«Угощение гномов»

 Стали гномы гостей приглашать,

 Стали гномы гостей угощать,

 Каждому гостю досталось варенье,

 Пальчики склеило то угощенье,

 Плотно прижалась ладошка к  

 ладошке,

 Гости не могут взять даже и  

 ложки. 

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Затем наоборот.

«намазывать» варенье на кончик  

каждого пальца

Последовательно, начиная с большого, склеить пальцы

Прижать ладошки одна к другой.

Плечи приподнять, руки слегка  

развести в стороны – «удивиться»

«Танины игрушки»

На большом диване в ряд        

Куклы Танины сидят

Два медведя, Буратино,             

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           

Помогаем нашей Тане      

Мы игрушки сосчитать.           

                                     

Попеременно   хлопают   в  ладоши   и:   

стучат кулачками.

Загибают поочередно все пальчики.Разгибают поочередно пальчики. Попеременно   хлопают   в  ладоши и стучат  кулачками.

«Я с игрушками играю»

Я с игрушками играю:           

Мячик я тебе бросаю,            

Пирамидку собираю,    

Грузовик везде катаю.

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

ОСЕНЬ

«Осенний букет»

  Пошли пальчики гулять

  Стали листья собирать:

  Красный листик, желтый

листик…

  А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

  Сколько листиков собрали?

  Пять!

  С листьями осенними

  Будем мы играть.

   «Пробегают» пальчиками по

   бедрам к коленям.

   Поочередно прикасаются

   подушечками пальцев, начиная  

   с указательного, к большому.

   Поочередно загибают пальцы

   на одной руке. 

Протягивают вперед ладошки.

   Поднимают вверх одну руку,

   широко раздвинув пальцы.

 Пять весёлых капелек по земле стучат,

 Пять весёлых капелек земле говорят:

 Том – том – том – том!

 Тим – тим – тим – тим!

 Тик – тик – тик – тик!

 Тип – тип – тип – тип!

 

 Дети повторяют движения и  

 слова. Постукивают по коленям:

 пальцами обеих рук, большими

 пальцами, указательными,

 средними, безымянными,

 мизинцами. Повторяют движения

 на полу, в воздухе.

 Можно постукивающие движения  

 пальцами обеих рук по плечам,

 по ногам, по полу.

 Утром гномы в лес пошли,

 По дороге гриб нашли,

 А за ним – то, раз два, три,

 Показались ещё три.

 А пока грибы срывали,

 Гномы в школу опоздали.

 Побежали, заспешили,

 И грибы все уронили.

 Энергичный шаг на месте.

 Наклон вперёд, выпрямиться.

 Наклоны туловища в стороны.

 Руки в стороны, затем вниз.

 Наклоны вперёд, руки к полу.

 Руки к щекам, горестно покачать.

 Головой из стороны в сторону.

 Бег на месте. Присесть.

ОВОЩИ

«У Лариски - две редиски»

   У Лариски –

   Две редиски.

   У Алешки –

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

  Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики

   из кулачка, начиная с большого,

   на одной, а затем на другой руке.

На базар ходили мы,

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

«Капуста»

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту солим – солим

Мы капустку трем – трем,

Мы капусту жмем – жмем.

 Попробовали… Пересололи…

 Солим снова…

 Движения прямыми ладонями  

 вверх-вниз, поочередное поглаживание

подушек пальцев.  

 Потирать кулачок о кулачок.

 Сжимать и разжимать кулачки

ФРУКТЫ

  «В сад за сливами»

 Палец сильный и большой

 В сад за сливами пошёл,

 Указательный с порога

 Указал ему дорогу,

 Средний палец самый меткий –

 Он срывает сливы с ветки!

 Безымянный подбирает,

 А мизинчик в землю косточки сажает.

 

Поднять большие пальцы правой и

левой руки.

 Указательным сделать  

 указывающий жест.

 Средний оттянуть и отпустить.

 Безымянный «подбирает»

 Мизинцем показать, как сажают.

«Компот»

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

  Левую ладошку держат

  «ковшиком» пальцем правой

  руки мешают.

  Загибают пальчики по одному,

  начиная с большого.

  Опять варят и мешают

«Апельсин»

  Мы делили апельсин;

  Много нас, а он один.

  Эта долька – для ежа,

  Эта долька – для стрижа,

  Эта долька – для утят,

  Эта долька – для котят,

  Эта долька – для бобра,

  А для волка – кожура.

  Он сердит на нас беда!!!

  Разбегайтесь кто куда!!!

  На каждое слово сжимают  

  пальцы рук в кулачок.

  Загибание пальчиков, начиная с

  большего.

  Бросательное движение правой

  рукой.

  Сжимают кулаки и прижимают

  их к груди.

  Бегут пальцами по столу.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Повстречались два котёнка:

 Мяу-мяу!

 Два щенка: ав-ав!

 Два жеребёнка: иго-го!

 Два тигрёнка: р-р-р!

 Два быка: му-у!

 Посмотри, какие рога!

 На каждую строчку соединять  

 поочерёдно пальцы правой и

 левой рук, начиная с мизинца.

 

 

 Показать «рога», вытянув

 указательные пальцы и мизинцы.

У овечек на шубках колечки,

 Те овечки пасутся у речки,

 Их пасут две собаки лохматые,

 Что виляют хвостами мохнатыми.

 А пастух на пригорке у дерева,

 На свирели играет затейливо.

 Быстро бегают ловкие пальчики.

 На поляне цветут одуванчики,

 Колокольчик под ветром колышется,

 Нам мелодия чудная слышится.

 Пальцами по очереди делать колечки.

Пальцами обеих рук сделать собак

 Кистями помахать, как хвостами

 Гору изобразить руками, потом пальцами

обеих рук.

 Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели.

Обеими руками изобразить цветок

 Покачать кистями рук.

 Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

«Про кошку»

   Подставляй ладошку,

   Расскажу про кошку.  

   Будем пальчики считать?

   Будем пальчики считать!

   Раз – два – три – четыре - пять!

   Вот - кулак,

   А вот – ладошка.

   На ладошку села кошка!

   

   И крадется потихоньку,

   И крадется потихоньку…

   Видно мышка там живет!

   Вытягивают вперед руку ладошкой

   вверх.

   Гладят ладонь другой рукой.

   Шевелят пальчиками.

   Сжимают пальцы в кулак и разжимают

их.

   Поочередно загибают пальчики на

   руке.

   Сжимают пальцы в кулак.

   разжимают их.

   Ставят на ладонь пальцы, пальцы

   второй руки.

   «Пробегают»  пальчиками по руке

   до плеча

   Прячут кисть другой руки в

   подмышечную впадину.

«Коза и козленок»

 Идет коза рогатая,

 Идет коза бодатая.

 За  ней козленочек бежит,

 Колокольчиком звенит.

 Указательным  и мизинцем

 изображают рога. На последней

 строчке – пальцы соединяют в

 щепотку и звонят в колокольчик.

 Выполнять движения согласно

 тексту.

  Еду, еду на лошадке

 

 Еду, еду -  путь не гладкий.

 Скок,

 Скок

 Пере-

  Скок!

  Через речку на мосток.

 Пальцы рук в «замке».  

 Четыре «щелчка» запястьями на

сильную долю.

 То же

 «щелчок», руки перед собой

 «щелчок» -  руки вверху

 «щелчок» -  руки внизу

 «щелчок» -  руки вверху

 «щелчок» на каждый слог,

 постепенно вытягивая руки вперёд.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

  Где ладошки? Тут? Тут.

  На ладошке пруд? Пруд.

  Палец большой – это гусь молодой.

  Указательный поймал,

  Средний – гуся ощипал!

  Безымянный – суп сварил,

Самый маленький – печь истопил

 Полетел гусь в рот,

 А оттуда - в живот. Вот!

 

Сначала дети показывают раскрытые

 ладошки. Затем указательным

 пальцем рисуют на ладошке пруд.

 Показывают поочерёдно все пальцы.

 И в конце – поглаживают себя по

 животу.

 

 

Ути-ути, полетели

На головушку сели.

Поклевали, поклевали

И домой улетали

Машем руками ребенка.

Кладем ладони ребенка ему на голову

“Клюём голову ребенка его пальцами.

Руки с головы “слетают”.

Петя, Петя-петушок

Золотой гребешок

Шелкова головушка

Масляна бородушка  

Что ты рано встаешь  

Голосисто поешь, детям спать не даешь

  Соединяем большой и указательный

палец в «клюв»

  Скрещиваем пальцы двух рук

  Гладим по голове

  Гладим по подбородку

  Вытягиваемся на носочках, руки вверх

  руки складываем под щекой

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

  «На водопой»

  Жарким днем лесной тропой

  Звери шли на водопой.

  За мамой лосихой топал лосенок,

  За мамой лисицей крался лисенок,

  За мамой ежихой катился ежонок,

  За мамой медведицей шел медвежонок,

  За мамою белкой скакали бельчата,

  За мамой зайчихой косые зайчата,

  Волчиха вела за собою волчат,

  Все мамы и дети напиться хотят.

  «шагают» по столу.

 

  На каждое двустишие разгибают

  по одному пальчику, начиная с

  мизинца.

  Делают «ушки»

  «шагают» по столу.

«Разминаем пальчики»

Разминаем пальчики, раз, два, три!

  Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!

  Вот бежит лисичка, раз, два, три!

  Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!

  Лепим, лепим личико, раз, два, три!

  Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

  Хитрая лисичка – вот она!

  Рыжая сестричка хороша!

  Вот лисичка злая, ой-ой-ой!

  От нее, скорее убегу домой.

  У лисички нашей грустный вид,

  Сидит одна лисичка и грустит.

  Улыбнись лисичка, погляди на нас,

 Тебя мы не оставим ни на час!

  Сжимать и разжимать кулачки

  «Бегут» по столу

  Выражения лица очень хитрое.

  «Лепят» и тд.

На лужок пришли зайчата,  

 Медвежата, барсучата,  

  Лягушата и енот:

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме 

потешки

При перечислении животных  считать пальцы на обеих руках  поочерёдно

ОДЕЖДА

«Рукавицы»

  Вяжет бабушка Лисица

  Всем лисятам рукавицы:

  Для лисенка Саши,

  Для лисички Маши,

  Для лисенка Коли,

  Для лисички Оли,

  А маленькие рукавички

  Для Наташеньки  - лисички.

  В рукавичках да-да-да!

  Не замерзнем никогда!

  

 Поочередно потереть пальцы.

  Загибаем пальчики.

  Потереть ладони друг о друга.

 

«Не плачь, куколка моя»

  Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.

  Не могу с тобой играть,

  Нужно мне перестирать:

  Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

  Свитер, варежки, жакет,

  Шапочку, цветной берет.

  Я налью воды чуток,

  В таз насыплю порошок.

  Пену снежную взобью, постираю и пойду.

  Пока светит солнышко,

  Натяну веревочку.

  К ней одежду прикреплю,

  Ветерком все просушу.

   Поработали вдвоем,

  А теперь мы отдохнем.

 

Имитация укачивания куклы.

  Загибание пальчиков.

  Имитация по описанию в стихотворения.

Положить руки на колени.

Эти брюки для Илюши

Сшила бабушка из плюша.

Ходит в них гулять Илья,

Он большой, как ты и я.

По два раза топают сначала правой, потом левой ногой

Показывают, как бабушка шьет брюки Идут по кругу, взявшись за руки

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках

 Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал,

 В свой домишко не попал».

 Маша варежку сняла:

 «Поглядите – ка, нашла!

 Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

 Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме большого.

 Разогнуть большой палец.

Сжать пальцы в кулачок, отделить

большой палец.

ЗИМА

«Снежок»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Лепят» меня положение

  ладоней.

  Показывают круг, сжимают

  ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

  Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.

«Мы во двор пошли гулять»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Мы во двор пришли гулять.

                                 

  Бабу снежную лепили,

                               

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом катались,

                                 

  А еще в снегу валялись.

                                 

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли.  

 Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Идут» по столу указательным и

  средним пальчиками.

  «Лепят» комочек двумя

  ладонями.

  «Крошат хлебушек»

  Ведут указательным пальцем

  правой руки по ладони левой.

  Кладут ладошки на стол то

  одной, то другой стороной.

  Движения воображаемой ложкой.

  Руки под щеку.

Наши ручки замерзают.

  Поиграем – ка немножко

Да похлопаем в ладошки.

  Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

  Пальчики, чтоб их согреть,

  Сильно надо растереть.

  Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем – разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу

 Разжать кулачки, хлопать в ладони.

 

 

 Прижать ладони друг к другу, тереть  

 ладонь о ладонь.

 Греем руки круговыми движениями,

 сжимаем и разжимаем кулачки.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

 

 Ждали праздника мы долго.

  Наконец пришла зима.

  Наконец пришла зима

  В гости ёлку привела.

  К ёлке все мы подошли,

  Хороводы завели.

  Покружились, поплясали,

  Даже чуточку устали.

  Дед Мороз скорей приди,

  Нам подарки принеси.

Трём ладошку о ладошку.

 Сжать кулаки, прижать их друг к

 другу.

 Пальцы «идут» по столу, по коленкам.

 Пальцы показывают Ёлочку,  

 указательные пальцы сцепляются

 Круговые движения кистями рук.

 Кисти рук опустить, расслабить.

Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

   «Наряжаем ёлку»

   Раз, два, три, четыре, пять

   Будем елку наряжать.

   Мы повесим шарики,

   Яркие фонарики,

   Веселого Петрушку

   И разные игрушки:

   И мишку-шалунишку,

   И заиньку-трусишку.

   Поочередно соединяют подушечки

   пальцев обеих рук, начиная с

   большого.

   Соединяют ладони  «домиком» над

   головой и разводят руки в стороны.

   Соединяют подушечки пальцев обе-

   их рук, образуя шарик.

   Прижимают ладони друг к другу,

   пальцы раздвинуты, выполняют

   вращательные движения ладонями

   вперед-назад.

   Показывают длинный нос.

   Вытягивают ладони вперед.

   Показывают «Мишкины лапы» и

   покачиваются из стороны в сторону.

   Прикладывают раскрытые ладони к

   голове.

  «Ёлочка»

  Перед нами елочка:

 

  Шишечки, иголочки.

 

  Шарики, фонарики,

  Зайчики и свечки,

  Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, из

  больших пальцев – верхушка

  «елочки».

  Кулачки, указательные пальчики

  выставлены.

  «Шарики» из пальцев вверх, вниз

  «Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены,  

 пальцы сжаты.

 Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный

стоят на столе.

ПОСУДА

«Машина каша»

  Маша кашу наварила,

  Маша кашей всех кормила.

  Положила Маша кашу

  Кошке - в чашку,

  Жучке – в плошку,

  А коту – в большую ложку.

  В миску курицам, цыплятам

  И в корытце поросятам.

  Всю посуду заняла,

  Все до крошки раздала.

  Указательным пальцем правой

  Руки мешают в левой ладошке.

  Загибают пальчики на обеих руках.

  Разжимают кулачки.

  Сдувают «крошки» с ладошки.

«Посуду моет Антошка»

 Посуду моет наш Антошка.

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

Потирают ладошки друг о друга

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Выполняют имитирующее движение.

«Девочка Иринка порядок наводила»

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Показывают большой палец.

Поочередно    соединяют    

большой    палец  с  остальными, начиная  с указательного.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

 Прилетайте, птички!

 Сала дам синичке.

 Приготовлю крошки

  Хлебушка немножко.

  Эти крошки – голубям,

  Эти крошки – воробьям.

  Галки да вороны,

  Ешьте макароны!

 

«зовущие» движения пальцев

4раза-«режущие» движения одной  

 ладони по другой

Пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,    

 Тереть подушечки пальцев  друг о друга

 Вытянуть вперёд правую руку с

раскрытой ладонью

 то же – левой рукой

 Тереть ладонью о ладонь, «катая из

хлеба макароны»

«Кормушка»

  Сколько птиц к кормушке нашей.

  Прилетело? Мы расскажем.

  Две синицы, воробей,

  Дятел в пестрых перышках.

  Всем хватило зернышек.

  Ритмично сжимают и разжимают

  кулачки.

 Загибание пальчиков, начиная с

  большего.

  Ритмично сжимают и разжимают

  кулачки.

 Пять воробьёв на заборе сидели,  

 Один улетел, а другие запели.

 И пели, пока не сморила усталость,

 Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

 Один улетел, а трое остались.

 Сидели втроём и немного устали,

 Один улетел, а двое остались.

 Сидели вдвоём и снова скучали

 Один улетел и остался один.

 Один посидел, да и взял улетел.

 Показать пять пальцев, а затем  

 загибать их по одному.

ТРАНСПОРТ

  «Автобус»
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжикбжик-бжик
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип

Вращаем сжатые кулачки
 Изображаем как крутим руль    

 Параллельно двумя руками

влево-вправо
 Ладошки сводим и разводим
 Нажимаем себе на нос

«Машина»
Заведу мою машину
Би-би-би, налью бензину.
Крепко-крепко руль держу
На педаль ногою жму.

Повороты кистями руки сжатой в

кулак, как будто заводим машину
 Три раза хлопнуть в ладоши и

одновременно топать
 Имитировать движения водителя
 Топать правой ногой

  «Лодочка»

Две ладошки прижму

  И по морю поплыву.

  Две ладошки – друзья –

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,

  Синим морем поплыву.

  А по бурным волнам

  Плывут рыбки тут и там.

Ладони лодочкой, волнообразные  

  движения рук.

 

 

Поднять выпрямленные ладони  

  вверх.

  Имитация движений волн и

  рыбок.

ГРИБЫ

«Этот пальчик»

  Этот пальчик в лес пошел,

   Этот пальчик гриб нашел,

   Этот пальчик чистить стал,

   Этот пальчик жарить стал,

   Этот пальчик все съел,

   Оттого и потолстел.

Массируют поочередно пальчики,

  начиная с мизинца.

 «Грибок»

 Вот грибок, какой,

 Вот грибок большой.

 Вот грибочек маленький,

 Сидит, как на завалинке,

 Шляпкою качает,

 С ребятами играет.

 

 

 Левую ладонь ставят на

 указательный палец правой руки.  

 меняют местами .

 Показывают указательным и

 большим пальцами.

 Качают головой.

 Хлопают в ладоши.

 «Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.
Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!

 Сжимать и разжимать кулачки
«шагают» по столу
  Разгибают пальчики

ПРОФЕССИИ

«Шофёр и лётчик»

Быть шофером хорошо,

А летчиком – лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Дети крутят воображаемый руль.

Имитируют крылья самолёта, расставив руки.

Наклоняют воображаемый сосуд.

Круговое движение правой рукой.

Имитируют крылья самолёта, расставив руки.

«Маляр»

Маляры известку носят,

Стены кистью купоросят.

Не спеша, разводят мел.

Я бы тоже так сумел.

Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.

Повернулись лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.

Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре«красят»

«Повар» 

  Повар готовил обед,

  А тут отключили свет.

  Повар леща берет

  И опускает в компот.

  Бросает в котел поленья,

  В печку кладет варенье.

  Мешает суп кочерыжкой,

  Угли бьет поварешкой.

  Сахар сыплет в бульон.

  И очень довольный он!

 Ребром ладони стучат по столу.

 Загибают большой палец на левой

  руке.

 Загибают указательный палец.

 -средний

 - безымянный

 - мизинец

Разводят руками.

НАСЕКОМЫЕ

«Пчела»

  Прилетела к нам вчера

  Полосатая пчела.

  А за нею шмель-шмелек

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.

  Пожужжали, полетали,

  От усталости упали.

  Машут ладошками.

 

  На каждое название насекомого

  загибают пальчик.

  Делают кружочки из пальчиков

  подносят к глазам.

  Роняют ладони на стол.

«Жук»

  Я веселый Майский жук.

  Знаю все сады вокруг,

  Над лужайками кружу,

  А зовут меня Жу-жу…

                     

Сжать кулачок. Указательный

  палец и мизинец развести в

стороны(«усы»).

Шевелить «усами» Выставить

средний палец, зажать его  

  между указательным и

безымянным,вращать им в

разные стороны

 «Божья коровка»

Божьей коровки папа идёт,

 Следом за папой мама идёт,

 За мамой следом детишки идут,

 Вслед за ними малышки бредут.

 Красные юбочки носят они,

 Юбочки с точками чёрненькими.

 На солнышко они похожи,

 Встречают дружно новый день.

 А если будет жарко им

 То спрячутся все вместе в тень.

 Всеми пальцами правой руки

 шагать по столу.

 Всеми пальцами левой руки

 шагать по столу.

 Шагаем обеими руками

 одновременно.

 Поджать ладони, пальцы плотно

 прижаты.

 Постучать указательными

 пальцами по столу.

 Изобразить пальцами солнышко.

  Спрятать пальцы обеих рук в

кулачки. 

РЫБЫ

«Рыбка»

  Рыбка плавает в водице,

  Рыбке весело играть.

  Рыбка, рыбка, озорница,

  Мы хотим тебя поймать.

  Рыбка спинку изогнула,

  Крошку хлебную взяла.

  Рыбка хвостиком вильнула.

  Рыбка быстро уплыла.

  Ладони сложены вместе дети

  изображают, как плывет рыбка.

  Грозят пальчиком.

  Медленно сближают ладони.

  Делают хватательное движение.

  Снова «плывут».

 Плыли, плыли осьминожки,

 Опустились на дорожку,

 Быстро, быстро побежали

 И три ножки потеряли.

 Но зато осталось пять –

 Можно всё пересчитать!

 

Резко и ритмично выбрасывать

 пальцы из кулачка.

 Поставить подушечки пальцев на

 колени.

 Пальцы бегают по коленям.

 На слово «пять» показать

 раскрытые ладони.

 Поочерёдно загнуть снова все  

 пальцы в кулак.

«Жил да был один налим»

  Жил да был один налим,

  Два ерша дружили с ним.

  Прилетали к ним три утки

  По четыре раза в сутки

  И учили их считать:

  Раз, два, три, четыре, пять.

  Движения имитирующие

  движения плавников.

  Взмахи ладонями.

  Сжимать и разжимать кулачки.

  Загибать пальчики.

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

« Птички»

   Птички полетели,

   Крыльями махали,

   На деревья сели,

   Вместе отдыхали.

   Большой палец отгибают в  

   горизонтальное положение,

   сверху присоединяют сомкнутые

   прямые остальные пальцы.

   Машут ладонями с широко

   раскрытыми пальцами.

   Руки вверх, все пальцы широко

   расставлены.

   Большие пальцы отгибают  

   (как движения в первой строчке)

«Грачи»

  Мы лепили куличи.

  Прилетели к нам грачи.

  Первый грач испек пирог,

  А второй ему помог.

  Третий грач накрыл на стол,

  А четвертый вымыл пол,

  Пятый долго не зевал

  И пирог у них склевал.

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Выходи грачей считать.

  «Лепить пирожок»

  «Помахать крыльями»

  Загибать пальчики  по очереди

  на одной руке.

  Загибать пальчики на другой

руке.

          «Кукушка»

 Летела кукушка мимо сада,

 Поклевала

 Всю рассаду,

 И кричала : «Ку – ку!»

Мак,

Раскрывай один кулак.

Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев.

 Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют.

 Положение рук меняется, выполняются те же действия.

Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв.

 Пальцы сжимаются в кулак.

 По очереди раскрывают каждый кулак по два раза.

ЦВЕТЫ

«Цветок»

   Утром рано он закрыт,

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки, красотуих вижу.

   К вечеру цветок опять закрывает

венчик,   

И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик.

   Кисти рук плотно сомкнуты.

   Ладони отходят друг от друга,  

подушечки

   больших пальцев прижаты к

концамуказательных кисти рук

напоминают бутон.

  Кисти рук у запястья соединены,

а пальцыплавно расходятся в

разные стороны,напоминая

раскрывшийся цветок.

   Пальцы сомкнуты, образуя

   закрывшийсяцветок.

   Кисти рук возвращаются в

   исходноеположение.

   Кладут кисти рук под щеку,

имитируя сон.

 «Хризантемы»

АХ! Какие хризантемы!

 Мы сорвём их без проблемы.

 Ух! Охапку мы набрали,

 Эх! Прихватим и для Вали!

 Эхе – хе… цветов не стало,

 Их и раньше было мало.

 Ох, зачем мы их сгубили?

 Ведь не мы же их растили.

Пальцами показать, как цветок

 распускается.

Обеими руками срываем цветы.

 Обеими руками показать охапку.

 Махнуть рукой и рвать цветы

 дальше.

 Удивленно пожать плечами.

 Развести руки в стороны.

 Прижать к щекам обе руки и

 горестно покачать головой.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Головой качают,

    Тихо засыпают.

  Медленно разжимать пальцы из

 кулачков, покачивать кистями рук

 вправо – влево, медленно сжимать

 пальцы в кулаки, покачивать

 кулаки вперёд – назад.

ЯГОДЫ

«За ягодами»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  В лес идем мы погулять.

  За черникой,

  За малиной,

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.

Оби руки идут по столу.

Загибают пальчики, начиная сбольшего.

 «Здравствуй, полянка»

Здравствуй, полянка большая!

  Здравствуй, трава – мурава!

  Здравствуй, ягодка лесная!

  Ты поспела и вкусна.

  Мы корзиночку несём –

  Всю тебя мы соберём.

  Пальцы правой руки по очереди

 здороваются с пальцами левой,

 похлопывая друг друга

 кончиками.

С ветки ягодки снимаю,

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

Лёгким будет к дому путь!

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладитькаждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая

снего воображаемую ягодку.
Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложеннойладошкой.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках«убегают» как можно дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...