Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"
консультация

Стукалова Ирина Ивановна

Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika_i_razvitie_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика и развитие речи.

                                                                                  Выполнила: Стукалова И.И.

Рука человека имеет самое большое представительство в коре головного мозга, то есть площадь коры мозга человека, с которой под воздействием нервных импульсов могут быть вызваны ощущения, движения рук и  пальцев занимают примерно третью часть.

Учёные физиологи доказали, что двигательные импульсы пальцев рук положительно влияют на мозг человека, на формирование зон в коре головного мозга, отвечающих за речь.

 В правом полушарии головного мозга человека возникают различные образы, а в левом они находят словесное выражение. Благодаря развитой моторике пальцев и кистей рук нервные импульсы между полушариями проходят быстрее и чаще, соответственно все мыслительные процессы будут проходить активнее.

Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы: внимание и память, творческие способности и фантазия, речь.

Лучшие представители человечества писали следующее о руке человека:

«Ум ребёнка на кончиках его пальцев»

                                                                      ( В.А. Сухомлинский)

«Рука-это своего рода внешний мозг»

                                                                      (Кант)

«Рука-это инструмент инструментов»

                                                                      (Аристотель)

«О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает от своих рук»

                                                                       (Жан-Жак Руссо)

О «волшебных» свойствах руки знали издавна разные народы, используя упражнения и игры для развития детей с малолетства.

Всем знакомы  русские народные игры -потешки: «Сорока», «Коза рогатая»; «На блины»; немецкие («В сад за сливами»), шведские («Отличные пшеничные»), шотландские (« Спляшем Пэгги, спляшем).

В Японии используют грецкие орехи для упражнений, тренирующих пальцы и ладони рук. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.

Сейчас используют уже известные народные игры и придумывают новые. Например, авторские пальчиковые игры Т.А.Ткаченко и Е.М Косиновой с речевым сопровождением, это даёт ребёнку заряд положительных эмоций, побуждает к общению, тренирует память и возбуждает воображение.

Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальчиков годовалого малыша, ускоряет вдвое процесс овладения речью.

Для упражнений можно использовать различные предметы: шарики, массажные мячи и коврики, карандаши.

Например, используя карандаш с гранями, ребёнок массирует кисти, запястья и межпальцевое пространство, особенно интересно малышам упражнение с проговариванием:

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт!

Наибольшее внимание детей привлекают игры с пением или музыкальным сопровождением.

 Такие, как игры Е.С.Железновой. Движение, речь, музыка-это всё позволяет проводить занятия наиболее эффективно, решая одновременно множество задач, в том числе здоровьесберегающие.

Занятия по развитию тонкой моторики у детей должны быть систематическими, только тогда будет заметная польза.

Систематически проводить пальчиковые игры очень удобно, когда занятия проводятся по лексическим темам. Например, лексическая тема « Дикие животные». Можно провести пальчиковую игру «Ёжик».

 Дождик закапал.

Ёжик промок.

Кончил дела

И свернулся в клубок.

Дождик закончился,

Солнце пригрело,

Ёж развернулся и взялся за дело.

Пальцы рук  и ладони соединены - «ёжик», пальцы соединены в замок-«ёжик» свернулся в клубок.

А можно использовать массажный мяч.

Ёжик выбился из сил - яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока, надо их размять слегка.

А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко.

А  потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал, нам « спасибо» пропищал.

Действия по тексту.

Можно выложить «ёжика» из счётных палочек, можно вдавить в шар из пластилина семечки – тоже получится ёжик.

В работе по развитию мелкой моторики можно использовать не только готовые изделия типа шнуровок, массажных мячей и т.д., но и различные по фактуре материалы: песок, проволоку, крупу, нитки, пуговицы, предметы, используемые в быту (резинки, крышки, прищепки, бигуди).

Несколько десятилетий назад развитие руки ребёнка происходило естественным путём, дети помогали родителям в бытовых делах: перебирали крупу, мели пол, сматывали клубки, помогая бабушке.

И сегодня постараемся сделать так, чтобы развитие мелкой моторики происходило не только на специально организованных занятиях, но и в обычной, такой интересной для ребёнка жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевы...

Консультация "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей"

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и ...

Консультация для родителей « Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»

Консультация для родителей« Хорошо развитая мелкая моторика - хорошо развитая речь»...

Консультация для воспитателей « Использование массажера Су-джок «Каштан» и пружинных колец для развития мелкой моторики и развития речи у дошкольников»

В своей работе по развитию речи   у  дошкольников воспитатель нашего детского сада, Шишова Юлия Анатольевна,  приемы Су - Джок терапии использует в качестве массажа для разв...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...