ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
учебно-методический материал

Сомова Виктория Сергеевна

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

    Большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у детей – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_emotsii_i_chuvstva.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тверская область п.г.т. Кесова Гора МБДОУ Детский сад № 1

подготовила воспитатель: В.С. Сомова

ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.

Человек живет и действует в реальной действительности. Он познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения в процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отражается в сознании индивидуальной человечности.

Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность, активно воздействуя на внешнюю среду и познавая его, человек одновременно субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира. Эта сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувств.

К эмоциональной сферы принадлежат многочисленные состояния, переживания; радость, волнение, уважение, горе, восхищение.

Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу и воспитателю, военном и тренеру спортивной команды. Чуткое отношение к настроению окружающих людей - свидетельство высокой культуры поведения.

Чувство связаны со всеми сферами нашей психики:

- с ощущения и восприятия (нам нравятся определенные цвета, формы, запахи, которые вызывают у нас положительные эмоции);

- с памятью (воспроизводя те или иные сообщения, мы якобы заново переживаем эмоции, сопровождающие, кроме того, эмоциональную окраску сообщения влияет на эффективность его запоминания я);

- с воображением, с представлениями о будущем (нас охватывает ужас, когда мы представляем, какую угрозу для мира несет ядерная бомба, терроризм и т.д.).

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому это определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

   Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чутисуффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чутивстречается во многих славянских языках (например древнерусскийукраинскийбелорусскийпольскийболгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.

Слово чувство того же корня, что и слово чуять.

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Чувствами называют процессы внутренней регуляции 

деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно 

бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению ко многим объектам носят противоречивый (амбивалентный) характер.

Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институтысоциальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты.

Как эмоциональные процессы, чувства развиваются и, хотя и имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществеобщения и воспитания.

Характеристики эмоций и чувств.

Эмоции

Чувство

характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными.

характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления.

Интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы.

могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радостьэнтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоскагрусть и другие).

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовьненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены работы Пола Экмана.

Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.

Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания объекта, который вызывал их, понимания их жизненного значения, например переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа. 
Чувство — это специфические человеческие, обобщены переживания отношения к человеческим потребностям, удовольствию или неудовлетворение которых вызывает позитивные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и тому подобное. 
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетичные, познавательные, не какие свойственные животному. Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственное лишь человеку. 
Эмоции и чувства являют собой сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной.

Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).

Согласно с І.П. Павловым, одним из физиологичных фундаментов чувств есть динамические стереотипы, то есть образованы при жизни системы временных нервных связей. Здесь возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и уставшей, удовольствия и неприятности, радости, торжества и отчаяния и тому подобное. 
В возникновении и ходу чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает восхищение, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, которые вызываются поэтическими произведениями. Осознавая ситуацию, которая вызывает определенные чувства, и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, сдерживать, регулировать их, но внешнее выражение эмоций, внутреннее эмоциональное и чувственный состояние при этом сохраняются. 

Внутренние переживания бывают астеническими или стенические, т.е. проявляются в угнетении или возбуждении
Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с усвоением ребенком вещание, экспрессивное выражение эмоцийи чувства приобретает разнообразных оттенков. 

Однако воспитание выдержки у детей положительно сказывается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе

С овладением экспрессивными средствами передачи эмоций и чувств формируется способность воспринимать и понимать различные формы и оттенки выявления переживаний, умение их распознавать

Вместе с тем развивается умение использовать их с целью воздействовать на других. Эта способность нужна артисту, а особенно педагогу, который, распознав благодаря наблюдательности внутренние состояния и переживаний ученика, может управлять ими с целью воспитания, влиять на других собственными экспрессивно выявленными чувствами.

Зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживаниям эмоции и чувства могут быть выражены по-разному Чувство страха, например, может вызвать или астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стенические. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность проявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев это особенно сказывается на выявлении их посредством внешних  средств - мимических и пантомимических выразительных движений, внутреннее проявление (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Психологическая функция чувств: эмоциональное переживание отношения субъекта к объективной действительности.

     Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.

      Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.

Недавно философы Альберт Невен и Лука Барлассина из Рурского университета в Бохуме (Германия) изложили новую философско-психологическую концепцию эмоций, опубликовав статью в журнале PhilosophyandPhenomenologicalResearch. Согласно новой теории, эмоции являются комбинацией телесных ощущений и нашего представления о конкретном объекте. Так, встретив бультерьера, мы вспоминаем все негативное, что нам известно о представителях этой породы, или вспоминаем нашу встречу с другой собакой, закончившуюся неприятными последствиями. То есть появление собаки придает процессу эмоциональную окраску, и мы испытываем страх в совокупности с соответствующими физическими реакциями: дрожь, сердцебиение, повышенное потоотделение и прочее.

Эта же теория объясняет феномен, когда эмоции направлены на отсутствующий объект. Скажем, прохожий идет по улице и ему на голову кто-то выплескивает помои. Он поднимает голову, видит в окне женщину и тут же разражается бранью в ее адрес, хотя у него нет прямых доказательств того, что помои выплеснула именно она… А как часто мы вымещаем свое дурное настроение на близких? К примеру, нас «достало» начальство или коллеги на работе, а мы, придя домой, начинаем придираться к супругу и детям, так как высказать свое «фи» шефу или сослуживцам по тем или причинам позволить себе не можем… В общем, эмоция есть, а на какой объект ее направить — это уже дело десятое.

Люди также склонны определенным образом реагировать на различных фантастических персонажей типа пришельцев, вампиров или призраков. Даже если человек никогда не сталкивался с подобными сущностями, он может предполагать, что при встрече с ними «следует» испытывать ужас или же впадать в остолбенение. У специалистов по паранормальным явлениям есть даже термин «контактный ступор». Столкнувшись с чем-то необычным, контактер впадает в некое подобие временного паралича: конечности перестают двигаться, а язык не в состоянии вымолвить ни слова… Иногда это состояние проходит в процессе контакта, а иногда — только после него.

Правда, не совсем понятно, с чем это связано — является ли данный феномен индивидуальной естественной реакцией на соприкосновение с объектом, который человек относит к сфере «сверхъестественного», или же это результат «потустороннего» воздействия. Кстати, похожая, но более слабая по интенсивности реакция может возникать у склонных к впечатлительности людей во время просмотра фильмов ужасов, где фигурируют данные существа.

Одним словом, важен не столько сам объект эмоций, сколько наши представления о нем. Так, мы можем испытывать симпатию к человеку только потому, что он привлекателен внешне, хотя мы совсем его не знаем, и чувствовать отторжение по отношению к тому, кто уродлив или же о ком нам заранее известно что-то плохое. А реакции нашего тела уже вторичны.

Еще дин пример, человек не мог скрыть радостной улыбки в ответ на что-то или кинулся оттолкнуть ребенка с проезжей части, дал пощечину «подлецу». Эти эмоции отвечают условиям существования человека в обществе. Регулятивная функция отвечает за баланс организма. Избыток чувств может выразиться в плаче, крике – таким образом снимается напряжение. Поплакал, и стало легче. Отсюда советы близких людей в моменты, когда человеку нелегко: «а ты поплачь». Отражательная функция носит оборонительный характер. Эмоции позволяют человеку на подсознательном уровне сконцентрироваться и избежать опасности: вовремя отдернуть руку или отклониться. Побудительная функция (что видно из названия) подталкивает и определяет направление действия. Человек чувствует, что что-то надо сделать – наверное, отсюда родилось понятие о «внутреннем голосе». Подкрепляющая функция заключается в том, что сильные эмоции закрепляются в памяти и перерастают в чувство или вызывают желание добиться чего-то определенного. Переключательная функция позволяет расставить акценты и взять верх определенным эмоциям. Классический пример – преодоление чувства страха. Основа существования человека разумного,чувства и эмоции – это основа жизни. Они отвечают непосредственно за физическое существование организма, за право и возможность называться человеком. Несомненно, что чувства обогащают жизнь человека, наполняют ее смыслом, продляют, наконец. Есть такое понятие – жить во благо кого-то (или поставить на ноги внуков, или закончить начатое дело). Часто такие чувства заставляют человека жить, несмотря на недомогания, преодолевая болезнь. Эмоции и чувства стимулируют иобуславливают умственную деятельность человека. Одним словом – сама жизнь без них невозможна.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме,

я как воспитатель  для дальнейшей работы с детьми подметила важные выводы из изученной темы.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

    Большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у детей – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста"

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, лучше разбираться в собственных чувствах. В данной статье приводятся прим...

презентация на тему Эмоции и чувства

это познавательный материал для родителей,дающий возможность получить полную формалировку таких понятий как эмоции чувства детей...

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Конспект занятия. Эмоции и чувства героев сказки «Курочка – Ряба».

Цель:Развитие понимания себя и других, снятие барьеров в общении.Задачи:             Развивающие:Развитие психических процессов (памяти, лог...

Всё об эмоциях и чувствах.

В нашей группе проходил проект "Спеши творить добро", в ходе которого дети каждый день изучали что-то новое (каждый день был посвящён какой-то теме: доброта и доброжелательность, взаимопомощь, эмоции,...