Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Елена Вячеславовна Дмитриева

В статье раскрывается содержание понятия "внимание" с точки зрения психологии, факторах, оказывающих влияние на развитие внимания у дошкольников. Так же представляеты игровые занятия для детей 4-6 лет, направленные на разнитие внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста.

    «Костя, ты очень внимательный, молодец! А ты, Витя, все прослушал, поэтому и повторить ничего не можешь, в следующий раз будь более внимательным».

Так почему один ребенок справляется с заданием и что мешает другому?

Рассматривая вопрос о внимании, следует отметить, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Деятельность ребенка дошкольного возраста еще во многом остается подражательной. Так, перерисовывая любимого персонажа сказки, его внимание направлено на конкретный рисунок и ребенок сосредоточен на прорисовывании характерных линий и черт. Направленность имеет избирательный характер, то есть из ряда объектов выбирается значимый для субъекта предмет.

Под сосредоточенностью подразумевают большую или меньшую углубленность в деятельность. Чем сложнее для ребенка поставленная задача, тем более интенсивна его мыслительная деятельность, тем более напряжено его внимание. Решение задачи может быть осложнено отвлекаемостью на посторонние предметы. Как мы видим, сосредоточенность и направленность тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Направленность связывают с выделением объекта и переходом от одного занятия к другому, сосредоточенность – увлеченность, углубление в деятельность.

В период дошкольного детства внимание ребенка непрерывно развивается, но процесс этот неравномерен. Направленность и сосредоточенность внимания носят произвольный и непроизвольный характер.

Непроизвольное внимание не зависит от волеизъявления и сознания человека. Какая-либо деятельность может быть настолько увлекательной, занимательной, эмоционально окрашенной, интенсивной, что захватит ребенка полностью. Он может быть настолько увлечен, что может не заметить  отвлекающего шума на улице. Но если раздражитель будет достаточно силен (яркий свет, громкий звук, резкий запах), ребенок невольно отвлечется и переключит свое внимание. Внутреннее состояние ребенка так же играет немаловажную роль в непроизвольном внимании. Так, если ребенок голоден, он будет думать о еде, если его беспокоит боль, то он будет думать о состоянии своего здоровья.

Непроизвольное внимание обусловлено и направленность интересов ребенка. Мальчики, увлеченные больше предметной деятельностью, скорее заинтересуются машинкой или конструктором, нежели раскраской и с удовольствием заниматься ребенок будет тем, что вызывает у него положительные эмоции.

Произвольное внимание вызвано волевым актом. Для произвольного внимания необходима концентрация на том или ином виде деятельности, цель в которой, как правило, ребенок мало заинтересован. Следует отметить, что причина возникновения произвольного внимания социальная, не биологическая. Произвольное внимание формируется при общении ребенка и взрослого.

    Огромное значение для развития произвольного внимания ребенка имеет игра. Во время игры дети учатся координировать свои движения и направлять действия согласно правилам игры. При знакомстве с большим количеством явлений и предметов ребенок учится ориентироваться в окружающей среде, а совместные занятия с родителями, воспитателями, развивающие беседы, сюжетно-ролевые игры, манипулирование игрушками – все это обогащает опыт ребенка, развивает его интересы и внимание.

    Следует помнить, что внимание дошкольника неустойчиво, он легко отвлекается на внешние раздражители. Усилие, которое ребенок прилагает для сосредоточенности и удержания внимания на чем-либо, влечет за собой мышечное напряжение, а значит усталость. К тому же дошкольники еще плохо владеют своими чувствами, бывают чрезмерно эмоциональны.

     В связи с этим необходимо приложить усилия для развития у детей произвольного внимания еще в дошкольном детстве, так как от его уровня зависит готовность к обучению в школе.

Сначала взрослый формирует произвольное внимание ребенка, он выделяет жестами и словами определенный объект из общей среды, проговаривает свои действия и действия ребенка. Впоследствии действия ребенка доводят до саморегуляции, дети учатся самостоятельно ставить цели. Кроме качественного показателя внимания меняется и количественный: увеличивается объем внимания, длительность сосредоточения на определенном виде деятельности, улучшается переключаемость с предмета на предмет, улучшается способность в распределении внимания.

      Для развития внимания детям в возрасте 4-6 лет можно предложить следующие задания:

  1. Найди спрятанный предмет.

Путем наложения изображаются на листе бумаги предметы, фрукты, ягоды, геометрические фигуры, животные, насекомые и др. В этом многообразии наложенных форм ребенку нужно найти определенный предмет. В зависимости от возраста и уровня подготовленности ребенка возможно в одном задании изображать разное количество предметов. Предметы можно скомпоновать по тематике, например, изобразить только фрукты или только зверей, а ребенка попросить дать обобщение этим предметам.

  1. Лабиринт.

Одно из самых распространенных и излюбленных детьми игровых заданий, в котором ребенок должен найти путь персонажу к конечной цели. Дорога эта очень извилиста, запутанна, там можно обозначить препятствия и тупики, придумать сюжет к картинке.

Дети помладше отслеживают путь пальчиком, постарше – с помощью карандаша.

  1. Найди отличия.

Ребенку предлагают для рассматривания две похожие картинки с небольшими различиями, которые он и должен обнаружить, назвать и сосчитать. Чем старше ребенок, тем больше различий должны содержать картинки.

  1. Найди предмет, не похожий на другие.

В данном задании среди одинаковых изображений нужно отыскать отличный от других рисунок. Легким вариантом будет предложить ребенку картинку, содержащую явные отличия, например среди грибочков найти шишку и более сложным вариантом будет среди одинаковых собачек найти одну с закрытым глазом.

  1. Путаница или небылицы.

Ребенку предлагают послушать небольшой рассказ, в котором допущены логические ошибки или искажены факты. С ребенком договариваются, что при обнаружении этой ошибки он должен ее каким-либо способом ее обозначить, например потопать ногами или замотать головой.

Пример текста: «Мы долго ждали лета, потому что должны были прилететь ласточки, аисты и снегири. Мой лучший друг по имени Надя очень любит мастерить кормушки для птиц, потому что летом птицам очень трудно отыскать корм…» и т.д.

Можно предложить и короткие утверждения:

Кошки мяукают, дерево растет корнями вверх, до луны можно дотронуться рукой, трактор может летать, жираф имеет самую длинную шею, мы живем на планете Земля, круг квадратный, зайчик умеет прыгать, а волк мяукает.

  1. Хлопни в ладошки.

Из набора слов ребенку предлагают хлопнуть в ладоши, когда он услышит название транспорта, животных, птиц, цветов, ягод и т.д.

Например, он должен хлопнуть в ладошки, если услышит названия рыб: рубанок, стол, картошка, скат, ложка, еж, ерш, карась, плошка, полка, плотва, матрешка, кошка, килька.

Можно усложнить задание, попросив ребенка после задания самому вспомнить и перечислить услышанные названия рыбок и назвать их количество.

Итак, главной особенностью внимания в дошкольном возрасте ребенка является внешняя опосредованность, т.е. развитие внимания происходит за счет взаимодействия с внешней средой: игры со сверстниками, общение с родителями и воспитателями, совместные прогулки и т.д. Внимание считают сквозным психическим процессом, оно взаимосвязано и с другими психическими процессами: речью, памятью, эмоциями, волей, мышлением, восприятием, воображением и т.д. Внимания много не бывает, его необходимо постоянно тренировать, развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....