КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Горшкова С. Ю., Велесик Н. С.
консультация (средняя группа)

Горшкова Светлана Юрьевна

Вашему ребенку идет пятый год. Он может многое понять. Он хорошо говорит и способен интересно общаться и со сверстниками, и со взрослыми. В его жизнь вошел новый вопрос «зачем?». Он ничего не принимает на веру, ему нужны доказатель­ства. Он ищет их и в беседе с вами, и в содержании читаемых книг, которых теперь у него достаточно. Ведь вы не забывали собирать для него библиотеку и понимаете: какой бы ни была книга в будущем — традиционной или электронной, человек не перестанет обращаться к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

 Вашему ребенку идет пятый год. Он может многое понять. Он хорошо говорит и способен интересно общаться и со сверстниками, и со взрослыми. В его жизнь вошел новый вопрос «зачем?». Он ничего не принимает на веру, ему нужны доказательства. Он ищет их и в беседе с вами, и в содержании читаемых книг, которых теперь у него достаточно. Ведь вы не забывали собирать для него библиотеку и понимаете: какой бы ни была книга в будущем — традиционной или электронной, человек не перестанет обращаться к ней.

Ребенок на пятом году жизни может сам достаточно долго рассматривать книгу, пересказывать понравившееся ему произведение с опорой на иллюстрации. Задача взрослых — следить за тем, что «читает» самостоятельно их малыш, организовать доступ к книгам и, что является главным в этом виде деятельности, научить ребенка правильно и бережно обращаться с книгой, выработать у него сознательную модель поведения во время чтения и рассматривания книги. Сейчас, как никогда, необходимо говорить с ребенком о гигиене чтения (чистые руки, правильное положение книги, расстояние между книгой и глазами, правильное перелистывание). Нужно приучить малыша к тому, что каждая книга в библиотеке имеет свое место: так легче найти ее. Не лишними для ребенка будут осмысленно усвоенные им понятия «автор», «писатель», «поэт», «художник детской книги». В течение пятого года жизни их надо постепенно ввести в его речь.

Время, которое вы вместе с ребенком проводите за книгой, может быть примерно 20—30 минут. Если ваш ребенок может сосредоточиться на этом занятии дольше, не лишайте его удовольствия слушать чтение. Теперь уже в вашем доме бывают друзья вашего малыша. Читайте всем, при этом не забывая спросить у своего ребенка совета в том, что должно прозвучать для всех. Это обращение поднимает его читательский авторитет в глазах сверстников. Кроме того, интерес к нему как к читателю поможет ему самому далее развиваться в этом направлении.

На пятом году жизни ребенка можно впервые повести в детскую библиотеку, находящуюся недалеко от вашего дома. Но прежде чем идти, объясните ему, зачем туда следует ходить. Знакомство с книгами в библиотеке начните с тех, которые уже известны ребенку, а затем покажите такие, которых нет дома, коротко расскажите малышу, чем они интересны, дайте полистать и выберите из них ту, которую он захочет взять с собой. Постепенно ваши походы в библиотеку должны стать постоянными. Постарайтесь, чтобы ребенку было уютно в ней, чтобы ему хотелось идти туда. Запомните или запишите в читательский дневник ребенка, какую книгу для него вы взяли в библиотеке первой, как она выглядела, о чем в ней повествовалось, как малыш воспринял ее. Поверьте: такие факты сопровождают человека всю жизнь, согревают его душу, связывают с миром семьи, матери, дома, способствуют продолжению традиций. Если ваш ребенок к этому времени начнет читать самостоятельно, сохраните первую книгу, прочитанную им самим.

Овладение чтением — процесс длительный и трудоемкий, поэтому даже тогда, когда ребенок научится читать бегло, нельзя представлять его сформировавшимся читателем и передоверять ему самому процесс общения с книгой. Совместное чтение художественной литературы должно длиться лет до десяти. Только теперь вам может помогать ребенок. Просите его сначала прочесть несколько строк, затем абзац, главу и т. д. до тех пор, пока вы не ощутите себя третьим лишним в триаде «взрослый — ребенок — книга».

К тому, что вы читали и читаете с ребенком, добавьте юмористическую литературу: рассказы для детей М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского и др., а также юмористические стихи:

– Сапожник, сапожник! Почисть мне ботинки!

– Ну что же, почищу! Поставьте корзинки.

Вот гвозди, вот щетка, а вот гуталин...

Раз-два — и готово! Вам два иль один?

(Пер. с английского И. Родина.)

В процессе чтения этих произведений вы будете воспитывать в ребенке юмор — «драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами» (К. Чуковский). Но при этом не забывайте вырабатывать у малыша чувство меры и вкуса. Он должен понимать, над чем можно смеяться, а что для осмеяния запретно.

Юмористические произведения о детях важны и для взрослого человека. Они помогут ему по-новому взглянуть на своего ребенка, глубже понять его психологию, научат смеяться над тем, что ранее могло раздражать. Самый большой и самый интересный помощник для вас в этом деле — писатель А. Аверченко и его цикл «Рассказы о детях».

Но, как говорилось, для того чтобы не воспитать у ребенка одномерное представление о мире, о жизни, надо наряду с комическим читать произведения, острота сюжета которых рождает в читателе напряженные переживания, ощущение утраты, заставляет трепетать детское сердце, спешить на помощь, искать путь к спасению.

Рассказывая о трагическом, детские писатели находят своеобразное освещение проблемы. В произведениях для маленьких читателей трагическое разрешение конфликта часто находится за пределами реалистического повествования. Грань между жизнью и смертью одновременно является гранью между повестью и сказкой, между сущим и воображаемым. Так, в произведении В. Бианки «Снежная книга» заяц, долго петлявший по лесу, убегавший от врагов, в том числе и от идущей по его следу лисы, находит неожиданную смерть в когтях у филина. Но для читателя-ребёнка он не гибнет, он исчезает: «Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет». Эта заключительная фраза — конец рассказа и начало сказки, которую обязательно создаст ребенок в своем воображении и где не будет места трагедии.

Пятилетние дети могут усваивать и некоторые теоретические знания, которые тоже играют свою роль в воспитании грамотного читателя. Так, на пятом году жизни ребенка вполне можно ознакомить с различными видами народных сказок и сказать, чем они отличаются друг от друга.

В сказках о животных ведущими героями являются сами животные. Будучи сказочными существами, они выступают носителями одного признака: лиса хитра, медведь неуклюж, волк глуп. За отношениями в животном мире часто угадываются людские отношения.

Волшебные сказки, самые яркие и красивые, входят в детское сознание очень рано своими текстовыми знаками: Иван-дурак, Иван-царевич, Баба-яга, Кощей Бессмертный; рядом волшебных помощников: Сивка-Бурка, бурая коровка в «Крошечке-Хаврошечке»; волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебный клубочек и др.; волшебных превращений и т. д.

Эти сказки нужно читать ребенку часто. Они, не давая готовых, законченных представлений о чем-либо, способствуют развитию воображения, фантазии малыша. Теперь, собираясь читать сказку, задавайте малышу конкретный вопрос: «Какую сказку — о животных или волшебную — ты хочешь услышать?»

Кроме народной сказки, в круг чтения детей этого возраста должна широко входить авторская сказка, которая имеет длительную историю и является сейчас одним из ведущих жанров в мировой детской литературе. Среди авторов, чьи сказки вы будете читать ребенку, должны быть А. Пушкин, П. Ершов, В. Одоевский, А. Погорельский, Д. Мамин-Сибиряк, В. Бианки, Н. Абрамцева, М. Москвина, С. Козлов, Г. Цыферов, Б. Шергин, П. Бажов, а из зарубежных авторов — Ш. Перро, Г. X. Андерсен и др. Особенно хотелось бы обратить ваше внимание на сказки Н. Абрамцевой, М. Москвиной, С. Козлова, Г. Цыферова. Унаследовав лирическую андерсеновскую манеру письма, они создали очень добрые сказки. Их герои философски относятся к действительности и видят большое в малом, необычное в обычном, заметное в незаметном. Они спешат делать добро.

Говорите с ребенком об этих сказках, учите его делать добро, спешить на помощь, всматриваться в мир и восхищаться им.

Пятый год жизни ребенка — это время, когда он сам уже многое может. Ему хочется быть взрослым или походить на взрослого во всем, и в литературном творчестве тоже. Запомнив чью-то стихотворную строчку, он может выдать ее за свою, пересказав по-своему народную сказку, он, не сомневаясь, назовет себя ее автором. Хотелось бы, чтобы вы не упустили этот момент.

Относительно творческого дара существуют разные мнения. Одни считают, что он дается свыше, что человек рождается творцом, другие просят помнить о том, что «творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве» (П. Блонский). Думается, что в этот период жизни ребенка им лучше ненавязчиво руководить, направлять, учить. Знания никогда не были лишними, а чей-то совет, прозвучавший вовремя, порою определяет человеческую жизнь.

И вы, и ваш ребенок уже знаете, что такое рифма. Услышав в стихах малыша неточную рифму, обратите на нее внимание, при этом, естественно, не унижая маленького поэта, вспомните Незнайкину «палку-селедку», вместе посмейтесь над этим и исправьте то, что было явным диссонансом в произведении начинающего автора. То же самое следует делать и в подборе удачных сравнений, эпитетов, выборе слов, наиболее точно отражающих то, что хотел сказать ребенок.

Для работы такого рода не нужно устраивать специальных занятий. Нужно только быть очень внимательным к тому, что делает дитя, и в процессе общения с ним сразу реагировать и корректировать то, что, на ваш взгляд, не удалось.

Читая произведение, обращайте внимание на его художественные особенности. Покажите ребенку, что народная сказка чаще всего начинается с зачина. Зачин указывает на место действия, время действия и называет действующих лиц: «В некоторой деревне жил старик со старухой, детей у них не было» или «В некотором царстве, в некотором государстве в те стародавние времена жил-был царь с царицею». Освоив зачин, обратите внимание на концовку: «Стали жить-поживать — да добра наживать», «Вот тебе сказка, а мне кринка масла» и др. Она подводит итог сказки, завершает ее. А далее, сочиняя сказку вместе с ребенком, используйте зачин и концовку. Постепенно малыш сам научится делать это. Помните только: нужно пользоваться именно формулой зачина или концовки, т. е. в начале сказки называть место, время и действующих лиц, а в конце ее подводить итог, но совершенно необязательно приводить именно те стилистические обороты, которые были указаны вам как примеры.

Сочиняя сказку или рассказ вместе с ребенком, следите за логикой развития действия.

Не забывайте о ведущей роли ребенка как сочинителя, не сковывайте его порывы, не старайтесь, чтобы все было, как вам хочется. У малыша свой ход мыслей, своя аргументация, и вы здесь только советчик. Сочиненное ребенком записывайте, показывайте членам семьи, радуйтесь вместе с юным автором и берегите, как говорили в древности, для последующих родов.

Примерный список литературы для чтения детям пятого года жизни.

  1. И. Акимушкин. Жил-был медведь.
  2. В. Бианки. Лесные домишки. Как Муравьишка домой спешил. Снежная книга.
  3. Д. Биссет. Сказки.
  1. А. Введенский. Стихи.
  2. Ю. Владимиров. Стихи.
  3. В. Драгунский. Заколдованная буква.
  4. Р. Киплинг. Сказки.
  5. Ю. Коваль. Сказки. Картофельная собака.
  6. В. Одоевский. Городок в табакерке.
  7. В. Осеева. Плохо. В одном доме. Хорошее. На катке.
  1. Л. Пантелеев. Буква «ТЫ».
  2. А. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
  3. Сивка-Бурка (русская народная сказка). П. Ершов. Конек-Горбунок.
  4. Т. Собакин. Из переписки с коровой.
  5. А. Усачев. Считалочка: сколько ног у осьминога.
  6. Б. Шергин. Сказки о Шише.

З. А. Гриценко

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Характеристика детей седьмого года жизни с ОНР"

В данной статье дается характеристика детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (ОНР). ...

Консультация для родителей. "Речь детей пятого года жизни".

В консультации описываются особенности развития речи детей пятого года жизни. Даются рекомендации по развитию речи в домашних условиях....

Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве. Проблемы при подготовке к школе» Горшкова Светлана Юрьевна, Велесик Наталья Степановна

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, т. к. это напрямую влияет на уровень его интеллектуального разви...

Консультация "Возрастные особенности у детей пятого года жизни"

Консультация "Возрастные особенности у детей пятого года жизни"...

Консультация для родителей "Воспитание детей второго года жизни через игру"

Консультация для родителей "Воспитание детей второго года жизни через игру"...

Консультация для педагогов «Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной литературы и фольклору»

Консультация для педагогов «Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной литературы и фольклору» Приобщение ребёнка к художественной литературе следует начинать с ран...

Консультация для родителей "Приобщение детей 4-5 лет к художественным произведениям"

Консультация для родителей "Приобщение детей 4-5 лет к художественным произведениям"...