Консультация "Разбудите в ребёнке исследователя?"
консультация

Даны практические советы по развитию поисково-исследовательской активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razbudite_v_rebyonke_issledovatelya.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

  «Разбудите в ребёнке исследователя»


«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Древнекитайское изречение


     Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Задача взрослого - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
     Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомьте детей со свойствами жидкостей. Предложите детям следующие эксперименты:
 
- «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опустите различные по весу предметы. (Вода выталкивает более легкие предметы).
- «Подводная лодка из яйца». В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
- «Цветы лотоса». Сделайте цветок из бумаги, лепестки закрутите к центру, опустите в воду.  (Цветы распускаются, т.к. бумага намокает, становится тяжелее).
- «Подводная лодка из винограда». Возьмите стакан газированной воды и бросьте виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется,  виноград будет тонуть и всплывать).
- «Можно ли склеить бумагу водой?» Возьмите два листа бумаги, двигайте их один в одну,  другой в другую сторону. Смочите  листы водой, слегка прижимая, выдавите лишнюю воду, пробуйте сдвинуть листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающим действием).
- «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
     Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос
проведите ряд опытов: «Мы дышим воздухом», «Сколько весит воздух», «Можно ли поймать воздух», «Бывает ли воздуху холодно».

      Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
     Продолжайте знакомить своих детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируйте с песком: песчаный конус, свойства насеянного песка,  свойство мокрого песка, песочные часы, своды и тоннели.
     В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
    Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
   

     Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету

В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Советы  по развитию поисково-исследовательской активности детей: 


• Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.


• Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощряйте экспериментирование с ними.


• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.


• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....