Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала»
материал

Заляева Людмила Александровна

 Сегодня мы с вами поговорим о мелкой моторике.

Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Навыки тонкой моторики:

  • способствуют развитию речи и мышления ребенка;
  • помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
  • позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;
  • способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

 

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала»

Цель: вызвать у родителей интерес к применению разнообразных приемов, способствующих развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»;

2. Разъяснить важность развития мелкой моторики для развития речи;

3. Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

4. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

Ход мероприятия

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о мелкой моторике.

Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Навыки тонкой моторики:

  • способствуют развитию речи и мышления ребенка;
  • помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
  • позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;
  • способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

 Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

- еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.

Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

4. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Игры

Игра 1. Золушка.

Инструкция: разложить крупу в миску. Фасоль и ракушки.

Игра. 2. «Крышечка повернись – крышечка открутись».

Для каждой команды по 6 бутылок (общее количество бутылок – 12 штук)Инструкция: бутылки расставлены на расстоянии 1 метра друг от друга по прямой, одни участники команды откручивают крышки, другие, на втором этапе, закручивают.

Игра 3«Поиски клада».

Ёмкость с фасолью и мелкими игрушками. Все родители по очереди отыскивают по одной игрушке («Киндер-сюрприз»).

Игра 4. «Пуговки»

Пуговицы и рисунок

Выкладывать пуговицы на рисунок (зигзаг, волна или геометрические фигуры)

Игра 5. «Брёвнышки».

Работа с пластилином очень полезна для развития мелкой моторики.

Инструкция: слепить бревнышки для дома из пластилина

Игра 6. «Конструктор»

Зубочистки и пластилин. Придумать и сделать фигуру на свою фантазию.

Игра 7«Шнуровка»

Предложить зашнуровать «кроссовок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

На данном практикуме родители знакомяться с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детскои саду так, и дома....

Практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму".

Цель данного практикума - донести до родителей то, что одной из важнейших задач подготовительной к школе группы является подготовка руки дошкольника к письму. Рассказать о проблемах при обучении письм...

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет с использованием нетрадиционного материала»

Цели: Знакомство родителей со способами  развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.Задачи:-       Сформировать у родителей представлен...