Круглый стол "Кризис трех лет"
методическая разработка (младшая группа)

Дербуш Яна Александровна

Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-4_goda_krizis_tryoh_let.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

воспитатель

БОУ «Ворошиловская ОШ»

Дербуш Яна Александровна

Круглый стол

«Кризис трёх лет:  как помочь ребёнку
преодолеть кризисную ситуацию в развитии?»

(для родителей детей 2-4 лет)

Цель: определить пути преодоления трудностей в воспитании детей в период прохождения ими кризиса трёх лет.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. проинформировать родителей о возрастных психофизиологических особенностях детей;
  3. способствовать повышению мотивации родителей к поиску эффективных способов воспитания, воздействия на ребёнка;
  4. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей;
  5. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде  дискуссий, мини лекции, упражнений.
  3. Заключительный. Содержание деятельности:  подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

оформление стенда «Возрастные особенности детей 3-4 лет» (Приложение 1).

Материалы и оборудование:

  1. стулья по количеству участников.
  2. карточки с характеристиками кризиса «негативизм», «упрямство» и т.д., прикреплённые к доске. При этом они должны быть закрыты или перевёрнуты, чтобы родители не могли прочитать их раньше времени.  

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Наше сегодняшнее родительское собрание не совсем обычное – оно будет проходить в форме круглого стола. Это значит, что мы будем обмениваться своими мнениями друг с другом. И, надеюсь, узнаем много нового и интересного».
  2. Игра «Цепочка рукопожатий» (раскрепощение участников, создание доброжелательной атмосферы).

Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий слегка пожимает руку участнику справа, тот передаёт пожатие следующему и т.д. по кругу.

  1. Беседа «Мой ребёнок…  Каким он стал?». Заметили ли Вы изменения в поведении ребёнка? Изменился ли он в последнее время? Предлагаю, передавая друг другу мяч, ответить на вопрос: «Мой ребёнок… Каким он стал?»

Родители называют различные характеристики своих детей. Если звучит какая-либо из характеристик кризиса трёх лет, педагог переворачивает соответствующую карточку на доске.

Педагог резюмирует: «Все эти характеристики поведения появились на доске не случайно – всё это проявления кризиса трёх лет. Давайте с вами разберёмся, что вообще такое «кризис»? В этом нам поможет рисунок-метафора».

  1. Рисунок-метафора «Лестница». Педагог демонстрирует родителям картинку с изображением лестницы и организует обсуждение в соответствии с рисунком и темой по следующим вопросам:
  • «Какие ассоциации у Вас возникают в связи с изображением лестницы?»;
  • «Какую аналогию Вы можете провести между образом лестницы и понятием «возрастной кризис»?»;
  • «Как метафорически можно описать развитие ребёнка через образ лестницы? Чем в этом случае будут являться ступеньки?»

После ответов родителей педагог может обобщить сказанное: «Лестница – это подъём вверх, это развитие, усовершенствование. Каждая ступенька – это определённый возрастной этап, новая социальная ситуация. Ребёнку приходится прикладывать усилия, чтобы подняться: добиваться того, чтобы с его мнением считались, становиться самостоятельным. Он сталкивается с трудностями – он уже всё хочет делать сам, но у него мало что получается, многого он ещё не умеет. Но, преодолевая все трудности, он становится всё выше в своём развитии.

Итак, ступенька у нас символизирует возрастной кризис. Получается, что кризис, это вовсе не что-то плохое, негативное, а наоборот – это переход на новый этап развития».

  1. Мини-лекция «Что такое кризис трёх лет?»

Ребёнок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребёнка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трёх лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых. Рассмотрим каждый симптом.

Негативизм. Это стремление все делать наоборот. Это отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребенок не делает чего-то только потому, что это предложил ему  взрослый. Негативизм побуждает ребенка поступать даже вопреки своему собственному желанию.

Упрямство. Упрямство состоит в том, что ребёнок настаивает на своём требовании, на своем решении и отвергает требования других. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому, что хочет, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет.

Своеволие. Стремление к независимости от взрослого. «Я сам!» Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах  о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Обесценивание взрослых выражается в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям: «Ты плохой». В лексиконе ребенка появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к людям или вещам (например, игрушкам), которые сами по себе никакой неприятности ребенку не приносят.

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал Л.С. Выготский.

Кризис трёх лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребёнком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. [1]

  1. Игра «Почему ребёнок капризничает?»

Все ранее озвученные негативные симптомы кризиса чаще всего называют одним словом «непослушание» (или «капризы»). Но, как мы с вами поняли, для ребёнка это «непослушание»  необходимое условие его развития. Давайте разберёмся, что именно формируется в личности ребёнка, когда он упрямится, протестует, проявляет своеволие и т.д. Как при этом вести себя взрослому, чтобы изменения были позитивными? Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды.

Каждой команде раздаются карточки, на которых помещены характеристики, формирующиеся в личности ребёнка, и действия родителя, призванные обеспечить формирование данных характеристик (Приложение 2). Командам необходимо сопоставить, какие действия помогают сформировать ту или иную характеристику. Побеждает команда, которая первой справилась с заданием и выбрала правильные ответы.

7. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается каждому участнику продолжить предложения: «Сегодня для меня новым было…», «Теперь я буду…».

Источники:

  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова.  М.: ПО России, 2004.  442 c.
  2. URL: https://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-detey-let-538140.html


Приложение 1

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Младший возраст  важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.[2]

Приложение 2

Карточки для игры «Почему ребёнок капризничает?»

Разрешать ребёнку делать всё самому (в пределах разумного), терпеливо ждать, пока ребёнок пытается справиться с чем-то сложным для него

Воля и связанные с ней чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – ее место займут чувства стыда и неуверенности

Поддерживать самостоятельность ребёнка. Подбадривать его словами «У тебя получится, ты сможешь». Хвалить за успехи

Гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдет – ценность достижения катастрофически падает… Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие, важные для малыша люди признают его достижения

Позволять ребёнку исследовать мир, позволить отойти на большое (безопасное) расстояние на улице

Способность к обособлению, отделению от других. Тренирует эту способность он в тех же действиях, что и развивает самостоятельность.  Ведь в момент своего детского противостояния он глубоко переживает чувство обособления, а иногда и отторжения со стороны взрослых, вызванных его «дурным поведением»

Говорить ребёнку о том, что вас радует и расстраивает. Называть его чувства за него. «Тебе обидно, что мальчик/ девочка не даёт тебе машинку»

Чувствительность и сенситивность к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения выводы… Таким образом, (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым (мирным) формам обособления от других

Быть последовательным в своих требованиях. Найти «золотую середину» в поддержании самостоятельности и соблюдении определённых правил

Проводится проверка границ дозволенного. Ага, если начать истерику в людном месте – мама сломается. А вот это – незыблемо. Даже не стоит и пробовать… Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию математических представлений «В гостях у трех поросят»

   Учить детей работать по схеме, ориентироваться на листе бумаги, используя сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных измерительных действий....

Масару Ибука После трех уже поздно

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, какневежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть,принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненавис...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...

Как обучать детей трех лет математике. Математические игры для детей трех лет.

Как обучать детей трех лет  математи ке. Математические игры для детей трех лет....

Аппликация "Вырежи и наклей что бывает круглое(или предметы состоящие из частей круглой формы)"

Цель:Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. ...