консультация для родителей « Роль детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Нельсон Кристина Эрвиновна

Советы родителям о необходимости чтения детям художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

           детский сад комбинированного вида № 5 « Золотой ключик»

Консультация для воспитателей

 « Роль детской литературы в воспитании  детей  дошкольного  возраста»

Подготовила воспитатель

Нельсон К.Э.

Люберцы, 2017г.

Изучение литературного произведения на занятии воспитатель нацеливает на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет нравственное и эстетическое воспитание. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты.

Знакомя детей с текстом, воспитатель показывает  художественное своеобразие творчества писателя в целом или его отдельного произведения. Дети приходят к выводу, что основное отличие художественного познания действительности от научного заключается в том, что писатель в своих рассказах раскрывает отношение человека к действительности и действительности к человеку.

Чтение - процесс непосредственного восприятия читаемого. В часы чтения в душе ребёнка властвуют глубокие эмоциональные переживания, выбор собственной нравственной позиции по отношению к героям рассказов, эстетические чувства, которые удовлетворяются художественностью произведения, красками слова. Анализ литературы о природе - неотъемлемая часть целостного познания, опирающаяся на знание текста, общего характера творчества писателя, понимания общих закономерностей литературного творчества.

Если говорить о значении природоведческой книги, то можно сказать, что она является своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Воспринимая текст, ребёнок видит необходимость того или иного отношения к поступкам героев, но всё это должно находить подтверждение со стороны воспитателя, именно он должен подтвердить или опровергнуть выводы ребёнка, но сделать это мягко, подкрепив своё мнение доказательствами, при этом уважая  мнение  ребенка.

Хотя, бесспорно, книга является важным элементом воспитания, и, сочетая работу с книгой, допустим, с наблюдением за природой, мы добиваемся формирования у ребёнка наиболее целостного восприятия окружающего мира. Всемирно  развивать многостороннюю наблюдательность детей - важнейшая педагогическая задача.
Необходимо отметить, что любую группу детей так же можно разделить на кинестетиков, визуалистов и аудиалистов. Для кинестетиков природа - это мир чувств: они чувствуют природу через свои ощущения, поэтому, закрепляя произведения писателя, дать возможность детям потрогать, понюхать, полизать и так далее. Визуалиста больше интересует красота природы, насыщенность её красками - такому ребёнку важно видеть её красоту и цвет, ведь они играют решающую роль в ознакомлении с природой.

Аудиалиста больше интересуют звуки, для восприятия ему важно слышать, а не видеть или чувствовать: понимание природы, в этом случае, идёт через мир звуков, поэтому важно детям дать послушать шорох леса, пение птиц, журчание ручейка и так далее.
Отсюда  можно  сделать  вывод - воспитатель  должен учитывать, что есть кинестетики,  аудиалисты и визуалисты - очень важно, чтобы природа была наполнена и красками, и звуками, и чувствами, только в этом случае можно говорить о полном удовлетворении познавательных интересов детей. Познавательная деятельность детей преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у дошкольников, диктуют воспитателям строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы, в том числе и при чтении книги. Ребёнок познаёт мир, воспринимая его таким, каким его показывает писатель. Например,
Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в воображении детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях.
Познавать мир с помощью природоведческой книги - значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В первую очередь писатель-природовед обращает внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала.

Природа всегда вызывает интерес - здесь сосредоточена истина. Природа - могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить, глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно  достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии , закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение к природе.
Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но нравственное начало в поступках человека должно послужить для него примером. Также стоит рассмотреть в каждом конкретном случае в человеке личность, которая принимает то или иное решение и выяснить - почему человек поступает так, а не иначе. Таким образом, в природоведческой литературе можно проследить отношение человека к природе.


Значение природоведческой книги очень велико, через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, начиная формировать личность.
 

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

           детский сад комбинированного вида № 5 « Золотой ключик»

Консультация для воспитателей

 «Произведения М. Пришвина в детском чтении»

Подготовила воспитатель

Нельсон К.Э.

Люберцы, 2017г.

  Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился  (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени - в реальном училище, в Риге - в политехникуме, в Лейпциге - в университете. Получил специальность агронома.
Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
Заветная мечта - обрести своего Читателя, который сначала сам "поймёт,
а уж потом всем скажет".
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.
Пришвин никогда не делил своё творчество на "взрослое" и "детское". "Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое", - утверждал писатель. Есть такое понятие - лирическая проза. Лирика - это когда автор вне сюжета, напрямую с читателем разговаривает. Нам привычней встречать это в стихах. Но недаром сам Пришвин называл свои пейзажные зарисовки в несколько строк поэмами. А как ещё назвать миниатюры вроде этой: "Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок". И вот ещё: "Лес берегами как руками развел, и вышла река".
 Зарисовки Пришвина похожи на японские танки или хокку, в основе лежит то же пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства.
А сколько еще в рассказах  Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами - наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется - и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный  своим разумом, добрый "сердечной мыслью", всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает - и принимает под свою защиту.
  Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов - каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства "через посредство охоты" Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
       В своём дневнике в 1951 году
Пришвин пишет: "Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе".
В своих рассказах
Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.


Звери и птицы у Пришвина "шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат "; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам ("Золотой луг"); точно богатырь, выбивается из-под
листьев гриб ("Силач"); шепчет лес ("Шёпот в лесу"). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях ("Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки").
В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение - всё это воспринимается нами как прекрасное начало.
 У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести.
Так,
Пришвин в  рассказе "Ёж" очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: "Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочку дам - съест".
Рассказ "Ребята и утята" учит маленьких слушателей быть добрыми и внимательными к живым существам: "И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: "До свидания, утята!" "
Также и многие другие эстетические категории вызревают в процессе общения с природой. Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе "Этажи леса" автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: "Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж". Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Здесь воспитателю важно помнить о значении книги для детей, о том, как она должна быть оформлена, какой материал содержать и какие вопросы решать. Если книга по-настоящему хороша, то в ней должны реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции.
Таким образом, книга должна быть доступна до понимания и сознания ребёнка, должна удовлетворять его познавательные интересы, развивать мышление, память, воображение.
Рассматривая разные жанры, в первую очередь следует отметить рассказ. Рассказ основан на реальных событиях, он может содержать в себе повествование, описание, рассуждение. Например, в  рассказе Пришвина "Пиковая Дама" показаны отношения между курицей и утятами, которых ей подложили. Для писателя это явилось интересным предметом для размышления, психологического анализа поведения курицы. Также есть у писателя цикл рассказов - "Рассказы егеря", где егерь беседует с рассказчиком. Особенно выделяются два рассказа из этого цикла - "Ёж" и "Гаечки", где описаны моменты из жизни синиц, а также наблюдения за ёжиком в квартире автора. Писатель подробно описывает жизнь животных - это даёт детям возможность увидеть животный мир, кроме того, узнать повадки зверей.
В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.
Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ.

 В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей с природой используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе.
Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык.
Это бывает только в сказках? А вот и нет! "Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим", - так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается
Пришвин к детям: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".
Книги Пришвина "Лисичкин хлеб", "В краю дедушки Мазая", "Золотой луг", - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит.
Зимний лес. На снегу следы зверюшек и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из  рассказов  Пришвина  дети  узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор - дятел. Дерево выслушал и "приступил к операции извлечения червя".
Любил
МихаилМихайлович лес. Шёл он туда за открытиями: "Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался", - писал Пришвин . Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина.
Рассказы Пришвина очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно грача научить разговаривать, а собак научить есть горох и многое другое. Дети многому могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин "поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными" на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ.
Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.
Совокупность жанров литературы позволяет решить эти педагогические задачи, причем, чем больше воспитатель будет обращать внимание на их решение при помощи всех возможностей определённого жанра, тем лучше.
Говоря об особенностях восприятия рассказа, следует отметить подлинность его содержания. В содержании заключён опыт, который может пригодиться в жизни; ситуации, в которые можем попасть мы, встречаются в содержании. Поэтому дети воспринимают серьёзно рассказ, принимают за образец поведение того или иного персонажа или отвергают его, предполагают, как поступил бы на его месте сам ребёнок.
Рассказ - это модель окружающего мира, его понимание строится на основании этого и воспитатель должен подводить детей к этому выводу.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе. Есть дети, которые наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробки насекомых,  составляют букетики из цветущей земляники, отрывают бутоны для «угощения» куклам и т.д.). Наконец встречаются, способные жестоко относится к растениям и животным.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста - отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе - результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образы поведения, легко поддается внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. В своих рассказах М.М.
Пришвин воспитывает у детей любовь к природе. А также через ознакомление детей с его произведениями мы даем детям природоведческие знания, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к окружающему миру.
Всю свою жизнь
Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно по этому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.
  Детям органически присуща любовь ко всему живому, но внимание, наблюдательность, интерес их, конечно, нужно у ребёнка развивать и воспитывать - постепенно, последовательно, целенаправленно.
Ведь даже придя в лес, на луг, в поле, дошкольник не может охватить, вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей.
Сделать это поможет ему книга. Основными задачами следует считать: ознакомление детей с природой, формирование любви и бережного отношения к ней.
Очень важно после прочтения рассказа о природе, понаблюдать в реальной жизни на природе о прочитанном. В этом случае процессы восприятия и понимания достигнут более высокого уровня.
Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на неё, познавая образы художественной литературы.
 Рассматривая формы работы с книгой, необходимо ориентироваться на возраст дошкольников.
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

           детский сад комбинированного вида № 5 « Золотой ключик»

Консультация для родителей

«Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств детей»

Подготовила воспитатель

Нельсон К.Э.

Люберцы, 2017

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.

  Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В этой  работе  большую  помощь  оказывают  рассказы писателей, которые в своих текстах   учат  детей  не только видеть красоту природы,  но и бережно к ней относиться.

В круг чтения дошкольников по программе «От рождения до школы» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е.  Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.

Главная тема   творчества М.М. Пришвина  – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.

       В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.

Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.

Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.

В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

       Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).

Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Детям свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями  М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к  природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.

       Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

      Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.

Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.

В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?

Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.

В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.

Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…     Дети с интересом слушают зарисовки о природе, такие как: «Деревья в плену», «Разговор деревьев», «Запоздалый ручей», «Берёзовый сок», «Как распускаются разные деревья», «Река», «Утренняя роса» и «Жаркий час». В зарисовке  «Жаркий час» показана удивительная картина самой ранней весны – пробуждение леса. Мы воспринимаем эти слова как привычную уже метафору: лес пробудился, птички запели, подснежники полезли. Пришвин показывает этот процесс совершенно реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришёл жаркий час. Это час, когда “снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой … спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться… Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула… И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелиться, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса”. Никогда не приходилось читать такого описания весеннего леса. Действительно, страшно, действительно, «жаркий час.

        Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.

       Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в  рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест»

В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.

Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Задача педагога  - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Главные действующие лица - ребята, писатель, мать-уточка.

Дети - хорошие, добрые, но легкомысленные. Они жестоко обошлись с утятами. Однако после встречи с писателем осознали свою вину и охотно подчинились его требованию.

При воспроизведении образа детей следует обратить внимание не только на их поведение, но и на внутреннее состояние. В начале рассказа ребята не задумываются над своими поступками и их последствиями: увидев идущих к озеру уточек, они закидывают их шапками, пытаясь поймать. Поэтому при чтении описания ловли утят следует осудить поведение ребят, подчеркнуть, что они поступили нехорошо.

Фразу «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» надо прочитать медленно, после слова ребята» сделать паузу, насторожить слушателей, обратить внимание на то, как поведут себя дети, встретившись с уточками. В словах «и зашвыряли шапками» должно прозвучать неодобрение, чтобы школьники вникли в поступок ребят и осудили их.

Появление писателя должно вызвать у слушателей веру в то, что он сумеет помочь уточкам. Особенно надо выделить слова «с открытым ртом», «перелетывала в разные стороны, в величайшем волнении», чтобы вызвать у учащихся чувство жалости к птице, тревогу за судьбу ее детей.

При чтении абзаца «Они как будто обрадовались моему приказанию»,  следует обратить внимание слушателей на поведение уточки, которая «бросилась спасать своих сыновей и дочерей», чтобы показать: птицы, как и люди, любят своих детей и тревожатся за них.

Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.

Очень полезными дополнениями к чтению  произведений Пришвина оказывают экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой помогло закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.

        Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить  проблемные ситуации, решение которых зависит от их  отношения к живой природе.

       Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.

Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.

Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.

Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств детей .

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

           детский сад комбинированного вида № 5 « Золотой ключик»

Консультация для родителей

«Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств детей»

Подготовила воспитатель

Нельсон К.Э.

Люберцы, 2018

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.

  Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В этой  работе  большую  помощь  оказывают  рассказы писателей, которые в своих текстах   учат  детей  не только видеть красоту природы,  но и бережно к ней относиться.

Главная тема   творчества М.М. Пришвина  – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.

       В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.

Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.

В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).

Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Детям свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями  М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к  природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.

       Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.

В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.

Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…        Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в  рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест»

Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.

Очень полезными дополнениями к чтению  произведений Пришвина оказывают экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой помогло закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.

        Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить  проблемные ситуации, решение которых зависит от их  отношения к живой природе.

       Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.

Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.

Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.

Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств детей .

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

           детский сад комбинированного вида № 5 « Золотой ключик»

Консультация для воспитателей

«Использование  произведений  М. Пришвина в  воспитании
гуманного  отношения к  природе  у  детей  дошкольного  возраста»

Подготовила воспитатель:

Нельсон К.Э.

Люберцы, 2018

     Изучение литературного произведения на занятии воспитатель нацеливает на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет нравственное и эстетическое воспитание. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты.
Знакомя детей с текстом, воспитатель показывает  художественное своеобразие творчества писателя в целом или его отдельного произведения. Дети приходят к выводу, что основное отличие художественного познания действительности от научного заключается в том, что писатель в своих рассказах раскрывает отношение человека к действительности и действительности к человеку.
Чтение - процесс непосредственного восприятия читаемого. В часы чтения в душе ребёнка властвуют глубокие эмоциональные переживания, выбор собственной нравственной позиции по отношению к героям рассказов, эстетические чувства, которые удовлетворяются художественностью произведения, красками слова. Анализ литературы о природе - неотъемлемая часть целостного познания, опирающаяся на знание текста, общего характера творчества писателя, понимания общих закономерностей литературного творчества.
Если говорить о значении природоведческой книги, то можно сказать, что она является своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Воспринимая текст, ребёнок видит необходимость того или иного отношения к поступкам героев, но всё это должно находить подтверждение со стороны воспитателя, именно он должен подтвердить или опровергнуть выводы ребёнка, но сделать это мягко, подкрепив своё мнение доказательствами, при этом уважая  мнение  ребенка.
Хотя, бесспорно, книга является важным элементом воспитания, и, сочетая работу с книгой, допустим, с наблюдением за природой, мы добиваемся формирования у ребёнка наиболее целостного восприятия окружающего мира. Всемирно  развивать многостороннюю наблюдательность детей - важнейшая педагогическая задача.
Необходимо отметить, что любую группу детей так же можно разделить на кинестетиков, визуалистов и аудиалистов. Для кинэстетиков природа - это мир чувств: они чувствуют природу через свои ощущения, поэтому, закрепляя произведения писателя, дать возможность детям потрогать, понюхать, полизать и так далее. Визуалиста больше интересует красота природы, насыщенность её красками - такому ребёнку важно видеть её красоту и цвет, ведь они играют решающую роль в ознакомлении с природой.
Аудиалиста больше интересуют звуки, для восприятия ему важно слышать, а не видеть или чувствовать: понимание природы, в этом случае, идёт через мир звуков, поэтому важно детям дать послушать шорох леса, пение птиц, журчание ручейка и так далее.
Отсюда  можно  сделать  вывод - воспитатель  должен учитывать, что есть кинестетики,  аудиалисты и визуалисты - очень важно, чтобы природа была наполнена и красками, и звуками, и чувствами, только в этом случае можно говорить о полном удовлетворении познавательных интересов детей. Познавательная деятельность детей преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у дошкольников, диктуют воспитателям строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы, в том числе и при чтении книги. Ребёнок познаёт мир, воспринимая его таким, каким его показывает писатель. Например,
Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в воображении детей сразу рисуется их яркий образ, дети наяву слышат, как поют птицы или шумят листья на деревьях.
Познавать мир с помощью природоведческой книги - значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В первую очередь писатель-природовед обращает внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала.
Природа всегда вызывает интерес - здесь сосредоточена истина. Природа - могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно  достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии , закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение к природе.
Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но нравственное начало в поступках человека должно послужить для него примером. Также стоит рассмотреть в каждом конкретном случае в человеке личность, которая принимает то или иное решение и выяснить - почему человек поступает так, а не иначе. Таким образом, в природоведческой литературе можно проследить отношение человека к природе.
Значение природоведческой книги очень велико, через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, начиная формировать личность.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Консультация для воспитателей "Роль детской литературы в жизни ребенка"

Если путь, прорубая отцовским мечом,Ты соленые слезы на ус намотал,Если в жарком бою  испытал, что почем, –Значит, нужные книги ты в детстве читал.            ...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей»

         Литература влияет на формирование нравственных чувств личности, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения лите...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка"

Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читат...

Консультация для родителей: "Роль художественной литературы в воспитании любви к Родине у детей дошкольного возраста"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребен...

Консультация для родителей «Роль детской литературы в воспитании детей»

В данной статье рассматривается роль художественной литературы в воспитании и развития личности ребенка в семье. Детские книги — сокровища духовного богатства людей, самое це...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей" с рекомендуемым списком литературы по возрастам....