Развитие связной речи
консультация по коррекционной педагогике

Иванова Любовь Анатольевна

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть. Паскаль Блез Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети в группах комбинированной направленности затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных. Много ошибок допускается при употреблении приставочных глаголов. Допускаются ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по теме: « Развитие связной речи у дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с природой» Подготовила учитель – логопед: Иванова Любовь Анатольевна

Слайд 2

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть. Паскаль Блез

Слайд 4

В иды работ: словесные дидактические игры; беседы о природе; речевые логические задачи; сюжетные и описательные рассказы детей .

Слайд 5

наблюдения; экскурсии в природу; беседы: « Беседа о лете», «Как узнать насекомое среди других животных», «Беседа о том, кто где живет», «Рассматривание веток тополя, березы, ели», «Все нужны друг другу в лесу ».

Слайд 6

П риемы : загадки, так как загадка заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В загадке дети могут увидеть, как языковые средства объединяются в описательный текст; приемы обследования: детям необходимо нюхать, гладить, сравнивать ветки у тополя, березы, сосны, пробовать на вкус овощи, фрукты. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь.

Слайд 7

При использовании дидактических игр следовать педагогическим принципам : опираться на уже имеющиеся у детей знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила.

Слайд 8

Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке. ( Е.Благинина ) Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут и трещат... ( В.Мирович )

Слайд 9

№ Цель п/п Содержание задачи и задание детям. 1. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями. «Когда это бывает?» Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капли, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает? 2. Развивать умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни животных. «Что здесь случилось?» Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой. -Откуда взялось столько воды? -подумал заяц, но так и не догадался. Расскажите, ребята, что здесь случилось? 3. Закрепление названий цветов, времени года, когда появляются, отработка высказывания. «Первые цветы» На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных, тонких ножках -голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются? 4. Закрепление знаний детей о времени года, названий птиц и поведения птиц, правильно выражать свою мысль. «Что случилось на прогулке?» «В понедельник мы поедим в лес», -сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками. Вдруг дети заметили на невысокой елочки гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем замке. Там сидели небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка», -сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела. Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду? Логические задачи



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56»

Выступление на тему:

«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

в процессе ознакомления с природой»

C:\Users\User\Desktop\1(145).jpg

                                                         Учитель – логопед:

Иванова Любовь Анатольевна

г. Зима

2016 г.

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.

Паскаль Блез

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Дети в группах компенсирующей направленности затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных. Много ошибок допускается при употреблении приставочных глаголов. Допускаются ошибки при  согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.  

Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются, недоговариваются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов, из-под, из-за, около, между. Допускают ошибки в образовании родительного падежа множественного числа имен существительных.

Особенно низкий уровень развития у детей с ОНР связной речи. При пересказе наблюдаются ошибки в передаче логической  последовательности событий, пропускаются звенья событий, действующие лица.

Рассказ-описание недоступен, дошкольники ограничиваются перечислением  отдельных предметов и их частей.

У детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности, состояние связной речи характеризуется наличием простых неполных, аграмматичных предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Связная речь рассматривается в лингвистической, психологической, педагогической литературе. В исследованиях последних лет, речь определяют как деятельность. Как всякая деятельность речь характеризуется мотивом, целью и состоит из последовательных действий. Поэтому важно позаботиться о создании благоприятных условий, побуждающих детей к речевой активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и используя дифференцированный подход в их обучении.

Формирование связной речи детей с ОНР в группах компенсирующей направленности осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Ее многообразие способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

        Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Находя и определяя словам причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей. Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми, и может оказать существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности. Процесс познания природы может способствовать пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих предмет, действие, качество и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон, способствующих активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Исследования отечественных педагогов Н.И. Гризик, Н.Ф Виноградовой доказали, что при целенаправленной работе, ознакомление с природой, способствует развитию мыслительных процессов и речи детей. С этой целью используются следующие виды работ:

  • словесные дидактические игры;
  • беседы о природе;
  • речевые логические задачи;
  • сюжетные и описательные рассказы детей.

На первоначальном этапе работы необходимо целенаправленно проводить:

  • наблюдения;
  • экскурсии в природу;
  • беседы: «Беседа о лете», «Как узнать насекомое среди других животных», «Беседа о том, кто где живет», «Рассматривание веток тополя, березы, ели», «Все нужны друг другу в лесу» и др..

Цель проведения беседы является уточнение, закрепление и расширение знаний детей. Необходимо добиваться, чтобы дети не были пассивными слушателями. Они должны не только внимательно слушать говорящего, но и уметь поставить вопрос, дополнить, если нужно, поправить, рассуждать, отстаивать свое мнение, убеждать собеседника.

Во время беседы использовать вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы.

Во время экскурсий, наблюдений добиваться развернутых ответов, требовать самостоятельности детей при оформлении мысли. Для этого использовать различные приемы:

  • загадки, так как загадка заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В загадке дети могут увидеть, как языковые средства объединяются в описательный текст;
  • приемы обследования: детям необходимо нюхать, гладить, сравнивать ветки у тополя, березы, сосны, пробовать на вкус овощи, фрукты. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь.

После наблюдений предложить детям словесные дидактические игры: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Угадай, что где растет», «Времена года», «Угадай, что в руке», «Человек и животные», Магазин «Фрукты, ягоды», «Так бывает или нет» и другие.

При использовании дидактических игр следовать педагогическим принципам:

  • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
  • поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко объяснять правила.

Для того, чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменения природы в эти сезоны, их различия, проводить ту же дидактическую игру. Выполнение игровых заданий зависимо от опыта повторных наблюдений, в процессе которых дети учатся сравнивать явления, различать их и давать им возможно более точные характеристики.

При обучению рассказыванию о природе детям предложить составить рассказ из разнообразных впечатлений, полученных в ходе прогулок, экскурсий, труда.

Добиваться, чтобы дети научились самостоятельно составлять логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о природе. Чтобы помочь детям в составлении описательного рассказа, использовать пейзажные картины. Например, после рассматривания картины К. Юона «Русская зима» предложить задание: «Расскажите, что было бы нарисовано на картине, если бы художник хотел изобразить лето».

При формировании умения детей строить предложения стараться:

  • вырабатывать у детей умения достаточно полно и точно излагать свои мысли;
  • развивать интонационную выразительность;

-        вырабатывать умение детей подбирать при составлении предложения наиболее точные по смыслу слова;

Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, предложить им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задавать наводящие вопросы и тем «подталкивать» детей к решению, помогать правильно сформулировать мысль.

Для решения загадки в стихах, в которых в поэтической форме раскрываются наиболее типичные видимые признаки предметов и явлений. Поэтому сначала предлагаю простые стихи - загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомые детям.

Например:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке.

(Е.Благинина)

Затем   предложить   и   более   трудные   загадки, требующие обобщения имеющихся у них знаний, большей речевой практики.

 Льдины прыгают, кружатся,

Друг на друга громоздятся,

Друг за другом вдаль спешат,

И грохочут и трещат...

(В.Мирович)

В стихотворных логических задачах, которые предлагаются детям, поэтический образ не всегда являлся носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И.Демьянова «Полевой звоночек»:

Тихой раннею порой

После теплой ночи...

Вдруг-

Над самой головой,

Над колхозною землей

Зазвенел звоночек!

Весь в потоках света,

В дымке синеватой,

Солнцем обогретый, Маленький, крылатый!

И звенит, звенит, звенит!

Стал не больше точки

Полевой звоночек!

При решении речевых логических задач детей необходимо подвести к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи.

В процессе работы мы стремимся не только к обогащению словаря, но и к его активизации, т.е. к закреплению полученного детьми языкового материала.

Таким образом система коррекционно -развивающих дидактических игр, экскурсий, занятий по ознакомлению детей с природой, которые позволят успешно формировать навыки связной речи. Доступность занимательность программного материала способствует развитию речи детей с общим недоразвитием речи.

    Использование    разнообразных    видов    работы: словесные, дидактические игры, беседы о природе, речевые логические задачи, сюжетных и описательных рассказов направлены не только на формирование речи, но и на развитие мышления детей, повышения общего интеллектуального уровня.

Следует отметить, что работа по формированию связной речи должна сочетаться с формированием грамматически правильной речью, развитием фонематического слуха, обогащением, уточнением и активизацией словарного запаса детей. Чтобы успешнее формировать речевые умения и навыки, нужно использовать приемы работы в системе от простого к сложному, применять их в различных видах деятельности и в повседневной жизни детей.



Предварительный просмотр:

 «Применение Су-Джок терапии  при  коррекции речевых  нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

C:\Users\Логопед\Desktop\scale_1200.jpg            В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Су-Джок терапия-это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву.  

За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга - это зона Вернике, которая  отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь - произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

             Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения Су-Джок массажёров.C:\Users\Логопед\Desktop\Су-Джок-массажный-шарик-1024x768.jpg

             Существует несколько приёмов Су-Джок терапии:

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

       

Развитию фонематических представлений способствуют игры: «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой». В игре «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука. Детям нравится выкладывать звуковую схему слова при помощи шариков Су-Джок.

    Закрепить образ изученной буквы поможет упражнение «Весёлый алфавит»: ребёнок   прокатывает шарик по силуэту буквы. Движения сопровождаются стихотворением.

     Коррекция звукопроизношения – процесс длительный и утомительный для ребёнка. Разнообразить формы работы помогут Су-Джок массажёры.    

    Массажные кольца и валик применяем для автоматизации звука в прямых и обратных слогах.   С помощью иппликатора Кузнецова автоматизируем звуки в слогах в интервокальной позиции.  Прокатывая шарик по дорожкам, массажируем фаланги пальцев и  закрепляем звук в слогах. Автоматизируя звук в словах, словосочетаниях, ребёнок пальцами нажимает на шарик, тем самым активизируя речевые точки соответствия.

     

Для развития  лексико-грамматического строя речи рекомендуем использовать речевые  игры  с перекатыванием массажёра друг другу: «Один-много», «Большой-маленький», «Скажи наоборот».  В  играх:  «Один, два, пять», «Шарик катаем – предлоги называем» дети прокатывают шарик по дорожкам.  В игре «Кто у кого?»  используются массажные колечки. Обогащению словаря и развитию мелкой моторики способствует выполнение пальчиковых гимнастик с массажным мячом на лексические темы.                                            

   

Совершенствованию навыков ориентировки в пространстве и собственном теле способствуют игры:  «Дорожки», а в игре «Глазки закрывай, на какой руке, колечко угадай» дети определяют не только на какой руке, но и на каком пальце находится колечко.

      Для развития мелкой моторики дети могут выполнять комплексы: «Разминка», «Фокусник», прокатывают шарик по дорожкам различной конфигурации, разыгрывают сказки с  Су-Джок массажёрами.C:\Users\Логопед\Desktop\img1.jpg

       Таким образом, применение в логопедической практике Су-Джок терапии позволяет добиться следующих преимуществ: повысить у детей интерес к логопедическим занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...