Взаимодействия школы и детского сада
консультация (старшая группа)

Иванова Татьяна Константиновна

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Что же такое преемственность в образовании?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystviya_shkoly_i_detskogo_sada.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействия школы и детского сада

 «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

Н.Крупская.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Что же такое преемственность в образовании?

 Преемственность - это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. 

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Преемственность с позиции школы - это опора на  знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

 Задачи простые и понятны для педагогов:

  1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
  2. Физическое развитие и укрепление здоровья детей.
  3. Развитие творческих способностей.
  4.  Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.

Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования. Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап — учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми. Именно по — этому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. НОД как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. 

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность - определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.

 Общая готовность - определяется его физическим и психическим развитием. Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.

 Под психологической готовностью понимается уровень интеллектуального развития. Объем  знаний определен программой детского сада. Большое значение имеет развитие  познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования учебных интересов. Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность.. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив. познавательной активности ребенка.

Условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.

Иванова Т.К.

МБДОУ детский сад №110 «Золушка», воспитатель

Г.Улан-Удэ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия школы и детского сада

план взаимодействия школы и детского сада отражает годовые мероприятия, на правленные на построение единой линии преемственности между школой и ДОУ....

Взаимодействие учителей-логопедов детского сада и школы в работе с родителями.

   Как не велика роль педагогического воспитания, роль семьи остается определяющей. Поэтому только при условии тесного сотрудничества педагогов и родителей может быть достигнута конеч...

Презентация к мастер-классу для родителей "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка" (старшая и подготовительная к школе группа детского сада).

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма у детей. Предупредить трудности в обучении, а также преодолет...

Взаимодействие школы и детского сада. Флешмоб "Я здоровье берегу"

Показ и проведение утренней гимнастики для первоклассников...