Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста. «Поговорим о послушании».
консультация (средняя группа)

Юшкова Надежда Викторовна

   Целью создания данной консультации является повышение родительской компетенции в вопросах применения разнообразных методов воспитания послушания у ребенка, размышлений, возможности нахождения  решений данной задачи. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslushanie_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста.

  «Поговорим о послушании».

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах применения разнообразных методов воспитания послушания у ребенка.

    Совместно с родителями постарались разобраться в вопросах, касающихся воспитания послушания детей: Нужно ли послушание? Вредит ли послушание развитию индивидуальности у ребенка? Какое должно быть послушание? Что нужно делать, чтобы воспитать послушного ребенка?

Ход консультации

     Воспитатель: Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме воспитания ребенка в семье. Давайте вместе обсудим  разные  ситуации, поделимся своим опытом воспитания детей в семье, вместе найдем ответы на вопросы, связанные с воспитанием послушания детей.

      Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Следует внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребенка.

       Родители, ответьте на такие вопросы:

     Заметили ли вы изменения  в поведении ребенка, и за какой период? Если да, то в чем это проявляется?

     Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности в семье? (ответы родителей) Поддерживаете ли вы инициативу самостоятельности у детей?

      У 4-5 летних детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качеств основных движений (бег, прыжки, лазание). Предоставляйте ребенку возможность удовлетворять свои потребности в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей, следует менять активную деятельность со спокойными занятиями.

    Повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все эти качества не являются врожденными, успешность их формирования зависит от воспитания и обучения.

   Воспитатель: Прошу родителей ответить на мои вопросы.

  • Задают ли ваши дети вопросы?
  • Что их интересует?
  • Всегда ли и как вы отвечаете на их вопросы?

  Уважайте стремление ребенка познать окружающее, не оставляйте без внимания их вопросы.

   Сейчас многие родители интересуются проблемой подготовки детей к школе. Важно помнить, что здесь главное - всестороннее развитие ребенка, а не умение читать, писать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

   Создайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда…

   Дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Учтите это в воспитании своего ребенка.

 Хорошо известно, что ребенок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.

  Родители, ответьте:

Что вы понимаете под словом «послушание?»

 Как вы относитесь к слепому послушанию?

 Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребенок не чтит отца, он не чтит ни государя, ни Бога. Помните об этом.

С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей?

Давайте обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послушания? Этот пример я хочу переложить на нас с вами – родителей и воспитателей

Я предлагаю ситуацию для анализа:

Мальчик собрался гулять.

- Надень пальто, - говорит отец

- Не надо, на улице тепло,- возражает мать

- Надеть!- приказывает отец

- Не надо,- настаивает мать.

Мальчик не знает, кого слушать.

Ответьте на такие вопросы:

Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?

   Прежде всего, в единстве требований к ребенку со  стороны всех взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка. Вывод. Для воспитания послушания важно единство требований взрослых (как в семье, так и взаимосвязь семья-воспитатели детского сада)

Скажите, запрещаете ли вы что-то своему ребенку?        

   Давайте обсудим такую ситуацию:

Ребенок  решил слепить из пластилина крокодила.

Мама: Не бери пластилин, опять будет весь палас запачкан.

Ребенок: Я возьму машинки, устрою крутые гонки!

Но мама снова недовольна: Я только что всё убрала, опять будет бардак, лучше возьми книжку посмотри.

 Однако книжка Ребенка в этот момент не интересует.

    Или вторая ситуация.

Ребенок: Хочу еще  смотреть мультики.

Но мама напоминает, что уже поздно и пора ложиться спать, так как утром рано нужно идти в детский сад.

   Скажите, какая из этих ситуаций оправданна?

 Вывод: Со стороны родителей важно объяснить причину запрета и запрещать делать то, что действительно нельзя.

    Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких и т.п. Важно помнить, что дети реагируют, не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали.

Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно,  контролируя при этом поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполняет, то требование следует повторить еще раз, но более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.

       Не угрожайте ребенку при невыполнении вашей просьбы, требования. Замените угрозу обещанием - невыполнимые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину...» Или: «Пошли быстро, а то я сейчас уйду и оставлю тебя одного».

         Лучше делать упор на положительное, например, сказать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще и почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает».

       Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т.д.

       Однажды мальчик  сказал: «А моя мама зовет меня неудачником, все равно из меня ничего не получится».

        Понятно, каковы последствия такого воздействия, Мы уже отмечали, что важно оценивать не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а скажите «У тебя грязно», избегайте прозвищ, обидных высказываний.

         Лучше не использовать в общении с ребенком выражение типа: «Ты бы лучше…». Обсуждайте только, как исправить положение.

      Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а поощрение подавляет.

   Я предлагаю провести небольшой тест ««Всегда ли мы думаем также как мой ребенок

   Родителям предложено на листе бумаги обвести свою кисть и закрасить карандашами каждый палец в свой цвет. Дети накануне тоже выполняли такое задание. Затем было сравнить свой рисунок и рисунок своего ребенка. Конечно, они оказались разными. Требования к выполнению задания у детей и их родителей были одинаковыми, но результат получился разным. Как вывод, наши желания и желания наших детей могут не совпадать. Есть над чем задуматься.

      Послушание - это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина.

    Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и  инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.

    Антон Семенович Макаренко писал: “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

     Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем, где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания.

    При воспитании послушания, важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, т.е. с его интересами, запросами, желаниями. С уважением относитесь к  его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушайте его вопросы, серьезно и умело отвечайте на них, верьте в возможности ребенка, доверяйте ему, проявляйте такт в общении с ним.

    Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших,  если они не возбуждены и у них хорошее настроение. Нельзя так же забывать, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать то, что он может сделать наверняка: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои игрушки и др.

   Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Потому, что если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает ребенка от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок ощущает постоянно единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требование к ребенку, но и попытаться разъяснить ему, для чего они нужны, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить много: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и др. Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

   В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, так  же нужно  учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    Важно отслеживать  выполнение своих требований, иначе дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если в этом случае ребенок вас не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы и, пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категорическое требование – исполни, то о чем я прошу. Это трудно, но надо себя тренировать, перестраивать себя и заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Если ребенок начнет искать поддержки у других членов семьи, то он должен встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжения родителей как на нечто необязательное.

   Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: “Ну, будь умником, ты же обещал слушаться!” Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: “Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!” Дети часто выражают много таких желаний, которые по разным причинам не выполнимы. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен научиться подчиниться слову “нельзя”.

   Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Надо четко определить, что можно, а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Иногда следует отказаться от прямых запретов. Порой ребенку полезно разрешить то, на чем он настаивает, например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедиться в неразумности своих желаний.

    Послушание ребенка формируется в деятельности, процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны и деятельны. Очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребенок, который скучает, который должен сидеть тихо и “быть паинькой”, становится капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Покажите ребенку как из природного материала сделать поделки, и вы будете удивлены какой у вас послушный ребенок.

    Дети очень любят, когда взрослые с ними играют. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей послушания без особого нажима.

    У ребенка обязательно должны быть трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п. Ребенок делает это все с охотой и без принуждения.

    Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимает у детей настроение, укрепляет веру в свои силы, развивают чувства собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребенку “молодец” или “хорошо”, нужно оценить конкретные действия, слова, отмечая, что хорошо и что плохо.    

    Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и отучить от тех, которые сами постоянно демонстрируют.

   

   В  итоге родители пришли к выводу, что послушание должно быть активным, подразумевающим сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на признании справедливости предъявляемых требований. Послушание - первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Для воспитания послушания у детей важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта и терпения. Следует предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний. Всесторонне развивать ребенка – постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста "Летние игры в городских условиях"

Наконец-то настало лучшее время года – лето. Лето – это блестящие капельки росы на траве, яркое солнце, синее небо, пение птиц, аромат цветов… Наши дети – здоровые, жизнерадостные, веселые. Лето...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».

Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Учимся играть правильно»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Пуантилизм для детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».Задачи в работе с детьми:- познакомить детей и родителей среднего дошкольного возраста с нетрадиционным течени...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Игрушка для детей пяти лет»

Давайте вспомним наше детство. Что сразу приходит на ум? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. – у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ас...