Мастер - класс по закреплению навыка звукового анализа в домашних условиях
консультация (старшая группа)

Елизова Наталья Владимировна

Данный материал предназначен для родителей, чьи дети только начинают знакомиться с понятие "звук", с тем, какими бывают звуки; учатся давать характеристику звукам, определять их наличие и очерёдность в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей "Закрепление навыка звукового анализа

слов в домашних условиях"

Цель мастер – класса:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

 Обучение грамоте детей в детском саду начинается с знакомства со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы и т.д.)

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

Всегда твёрдые согласные звуки: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные звуки: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Давайте поиграем.

1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик (красный, синий или зелёный).

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно показать синий сигнал, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.

3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).

4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.

Как проводится звуковой анализ слова?

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно:

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками: гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько согласных звуков в слове? (Два).

Успехов вам, уважаемые родители!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

  1. Что такое ЗВУКИ? Звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э. Гласные звуки обозначаются красным цветом.
  3. Все остальные звуки – согласные. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Согласные твёрдые звуки (б, п, м, н, к, г, в, ф и т.д.) обозначаются синим цветом. Согласные мягкие звуки (бь, пь, мь, нь, кь, гь, вь, фь и т.д) обозначаются зелёным цветом.
  4. Пример звукового анализа слова. При выполнении звукового анализа необходимо утрированно произносить каждый очередной звук:

МАМА

  • Произносим слово, выделяя первый звук: М-М-МАМА.
  • В слове МАМА первый звук М. Звук М – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом.
  • МА-А-АМА: второй звук – А. Звук А гласный, обозначаем красным цветом.
  • МАМ-М-МА: следующий звук М. Звук М согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом.
  • МАМА-А-А. Последний звук А. Звук А гласный, обозначаем красным цветом.

Каждый звук обозначаем схематично:  

Сколько всего звуков в слове МАМА? (4) Назови первый звук, второй, третий, четвёртый.

Развивать навык звукового анализа можно и в игровой форме, используя различные подручные материалы: разноцветные пуговицы, детали конструкторов и мозаики, фишки от настольных игр. Выберите наиболее понравившиеся ребёнку предметы и приступайте к занятиям. Предлагая ребёнку позаниматься, используйте термин «игра», а не «занятие». Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка, поддерживайте его и помогайте ему. Начинайте с простых слов: мак, кот, лук, нос, дом, рак, лак, постепенно усложняя задания. Но усложняйте только после того, когда ребёнок освоит анализ простых слов и будет легко с ним справляться. Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навык звукового анализа в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе.

Занимаясь с ребёнком, нужно всё время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие.

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Учитель – дефектолог, логопед Елизова Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

МАСТЕР – КЛАСС "Как формировать навык фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР"

Мастер-класс выполнен в стиле презентации. Данная информация будет полезна практикующим логопедам, педагогам ДОУ, родителям дошкольников....

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер-класс " Как развивать навык звукового анализа у детей"

Данный мастер-класс  активизирует у педагогов имеющиеся знания по вопросам развития фонематического слуха; знакомит  педагогов с приемами  развития навыка звуквого анализа у детей старш...

Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова.

Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова...

мастер - класс для педагогов формирование звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Мастер - сласс для пеадгогов по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников, предлагается теоритические аспекты и  варианты  игр и упражнений....