Мастер - класс по закреплению навыка звукового анализа в домашних условиях
консультация (старшая группа)
Данный материал предназначен для родителей, чьи дети только начинают знакомиться с понятие "звук", с тем, какими бывают звуки; учатся давать характеристику звукам, определять их наличие и очерёдность в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 14.55 КБ |
Памятка для родителей по звуковому анализу | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей "Закрепление навыка звукового анализа
слов в домашних условиях"
Цель мастер – класса:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Обучение грамоте детей в детском саду начинается с знакомства со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы и т.д.)
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные звуки: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные звуки: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Давайте поиграем.
1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик (красный, синий или зелёный).
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно показать синий сигнал, если мягкий – зелёный.
2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).
Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.
3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).
4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.
Как проводится звуковой анализ слова?
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
Уважаемые родители, Вам нужно:
1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками: гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
Успехов вам, уважаемые родители!
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
- Что такое ЗВУКИ? Звуки мы слышим и произносим.
- Гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э. Гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Все остальные звуки – согласные. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Согласные твёрдые звуки (б, п, м, н, к, г, в, ф и т.д.) обозначаются синим цветом. Согласные мягкие звуки (бь, пь, мь, нь, кь, гь, вь, фь и т.д) обозначаются зелёным цветом.
- Пример звукового анализа слова. При выполнении звукового анализа необходимо утрированно произносить каждый очередной звук:
МАМА
- Произносим слово, выделяя первый звук: М-М-МАМА.
- В слове МАМА первый звук М. Звук М – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом.
- МА-А-АМА: второй звук – А. Звук А гласный, обозначаем красным цветом.
- МАМ-М-МА: следующий звук М. Звук М согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом.
- МАМА-А-А. Последний звук А. Звук А гласный, обозначаем красным цветом.
Каждый звук обозначаем схематично:
Сколько всего звуков в слове МАМА? (4) Назови первый звук, второй, третий, четвёртый.
Развивать навык звукового анализа можно и в игровой форме, используя различные подручные материалы: разноцветные пуговицы, детали конструкторов и мозаики, фишки от настольных игр. Выберите наиболее понравившиеся ребёнку предметы и приступайте к занятиям. Предлагая ребёнку позаниматься, используйте термин «игра», а не «занятие». Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка, поддерживайте его и помогайте ему. Начинайте с простых слов: мак, кот, лук, нос, дом, рак, лак, постепенно усложняя задания. Но усложняйте только после того, когда ребёнок освоит анализ простых слов и будет легко с ним справляться. Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навык звукового анализа в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе.
Занимаясь с ребёнком, нужно всё время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Учитель – дефектолог, логопед Елизова Наталья Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".
Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....
МАСТЕР – КЛАСС "Как формировать навык фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР"
Мастер-класс выполнен в стиле презентации. Данная информация будет полезна практикующим логопедам, педагогам ДОУ, родителям дошкольников....
Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
Мастер-класс " Как развивать навык звукового анализа у детей"
Данный мастер-класс активизирует у педагогов имеющиеся знания по вопросам развития фонематического слуха; знакомит педагогов с приемами развития навыка звуквого анализа у детей старш...
Мастер - класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"
Мастер - класс для родителей...
Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова.
Мастер-класс по обучению детей звуковому анализу слова...
мастер - класс для педагогов формирование звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Мастер - сласс для пеадгогов по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников, предлагается теоритические аспекты и варианты игр и упражнений....