Поговорим о связной речи
статья

Орлова Ольга Васильевна

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_svyaznoy_rechi.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим о связной речи

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный точными и конкретными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определять и регулировать нормы поведения в обществе. Что является решающим условием для развития его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описание игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинок по памяти, рассказать не только о том,что изображено. Но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру, обучение. При этом можно использовать как простые, известные с детства всем игры, так и специальные методики обучения.

Не забывайте, что для построения связного рассказа требуются новые речевые средства и формы, а усвоить они смогут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Чтобы ответить на вопрос «Достаточна ли развита речь ребенка?» попробуйте самостоятельно провести тестирование уровня ее сформированности. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден. Не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление. Что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проходить в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов. Пусть он самостоятельно попробует свои силы. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю.

 Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов, речь была плавной и выразительной.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Хорошо, если последовательность событий, ребенок установит самостоятельно. Для этого разложите картинки в хаотичном порядке. Ребенок должен найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить, если:

  • Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками.
  • Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов.
  • Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие предложения.
  • Значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера.
  • Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

 В этих случаях вам нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и к психологу.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи только на дошкольное учреждение. Постарайтесь разнообразить речевую практику дошколенка дома. Удачи вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной логопедической группе. Поговорим о связной речи…

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто...

Консультация для родителей на тему: «Поговорим о связной речи…»

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто...

"Поговорим о связной речи".

«Связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достиже...

Стендовая консультация для родителей "Поговорим о связной речи".

Стендовая консультация для родителей  о развитии связной речи у детей....

« Поговорим о связной речи »

Бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв, умеет немного читать, то он готов к школе. Подчас многие взрослые упускают нечто важное при подготовке к школе. Каждый ребенок при поступлен...

Консультация "Поговорим о связной речи"

Консультация для родителей....

Поговорим о связной речи...

Дана краткая характеристика связной речи у детей седьмого года жизни...