Центрация восприятия и успешная социализация. Искореним ли «детский эгоцентризм» Пиаже?
статья

Ярошеня Жанна Александровна

В статье расрывается понятие, что такое " детский эгоцентризм",  как говорил  об этом  явление Пиаже.  Какие задачи ставятся перед педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentratsiya_vospriyatiya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Центрация восприятия и успешная социализация.

Искореним ли «детский эгоцентризм» Пиаже?

Эгоцентризм - это такой тип мышления и  чувств, при котором в центре оказывается «я»  человека,  его собственные взгляды, цели, интересы, переживания, когда это «я» становится эталоном для восприятия и понимания других людей и фактически означает неспособность принятия окружающего мира в его первоначальном виде.

Все дети определённого возраста делают типовые интеллектуальные ошибки, которые не делают взрослые люди. В силу неразвитости познавательной и эмоциональной сферы маленькие дети эгоцентричны от природы, это обязательный процесс, необходимый для развития интеллекта, мышления, речи, социализации.
    Эгоцентризм вызван неспособностью принятия свойств и особенностей предмета с других ракурсов.
 Своё непосредственное  восприятие действительности ребёнок считает априори истинным, он не отделяет своего «Я» от окружающего мира.

     Согласно теории Пиаже, детский эгоцентризм  - это обязательная стадия развития интеллекта. Существуют такие понятия, как эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь. Ребенок сконцентрирован исключительно на себе , его мышление направлено внутрь себя, речь обращена к себе. На этом этапе развития ребенку не нужен слушатель, не нужны товарищи для игр. Он настолько самодостаточен  в этот короткий промежуток времени, насколько и эмоционально неустойчив. Обычно мы соотносим эти периоды с возрастными кризисами. Для развития высших функций мозга ребенок должен пройти несколько этапов формирования социального мышления.

    Предметная деятельность и многократное повторение действий с объектами и предметами приводит к полной ассимиляции – принятию самого себя, как центрального манипулятора объектами, следующий этап – процесс аккомодации, когда развитие мышления уже позволяет приспособиться к объекту, меняя ранее применяемые схемы действий. В течение процесса аккомодации появляется так называемое социальное мышление, и на этом этапе судьба детского эгоцентризма практически предрешена. Интеллект ребенка настолько развит к тому моменту, что происходит полная децентрация личности, иными словами – ребенок открывает глаза и видит мир.

    С этого момента он считается абсолютно социализированным членом общества. Так происходит в подавляющем большинстве случаем, но есть исключения из правил. Поэтому проблема эгоцентризма, а, вернее, своевременная децентрация мышления ребенка, – очень важная задача для педагога. У ребенка, по каким-либо причинам не прошедшего физиологическую децентрацию, страдают прежде всего познавательная и эмоциональная сферы, он тяжело адаптируется, находится в постоянном стрессе из-за непринятия другим членами его локального социума и, соответственно, страдает не только интеллект, но и иммунная система.

     Принято считать, что из детей –эгоцентриков вырастают взрослые -эгоисты. Это не совсем так, хотя, конечно, подобные случаи далеко не редкость, но они совершенно не взаимосвязаны.

Эгоцентризм и эгоизм - не тождественные понятия. Эгоцентрик – это тоже эгоист, но эгоист, не видящий вокруг себя вообще ничего, кроме собственного «я»и считающий, что его «Я» и есть мерило всего и всех вокруг. Ребенок – эгоцентрик полностью сконцентрирован на собственных интересах. Я считаю, что эгоцентризм – это вариант дефицита эмпатии, абсолютно нормального и даже необходимого в определенном возрасте. И если эгоизм - это в большинстве случаев жизненная позиция, неизменная  до самой старости, то эгоцентризм  вполне можно искоренить правильно подобранными методами, если децентрация по какой-то причине запаздывает и мешает ребенку социализироваться и развиваться.

     Задача педагога (и родителей, конечно, тоже) - расширить сознание эгоцентрика как минимум до размеров планеты Земля, но можно начать хотя бы с группы и коллектива сверстников.

Личность переходит на другую ступень развития, когда осознает, что отказ от собственного «хочу» и «дай» в пользу другого члена общества приносит несравнимое удовольствие.

      Маленькие дети изначально эгоцентрики. Они пока не могут понять, почему исполнение их желаний нельзя отсрочить. Для ребенка «я» - приоритетное понятие, и ,конечно, он считает, что 25 ровесников , 10 машинок и два контейнера с конструктором – это его личная неприкосновенная собственность. Прежде всего необходимо максимально углубить индивидуальную работу с таким ребенком: как можно чаще привлекать к совместной деятельности, по возможности искоренять эгоцентрическую речь.

   При эгоцентрическом монологе у ребенка создается иллюзия, что его слышит весь мир и каждый человек одновременно. Он не считает нужным убедиться в этом, ему не нужен ответ, он не вступает в диалог. Это тончайшая, даже ювелирная работа педагога – ненавязчиво дать услышать себя, перейти на уровень эмоционального взаимопонимания. Ребенок, реагирующий на обращенную речь, – децентрализован, и это сто процентов гарантии успешной социализации. Для положительной  децентрации я применяю различные игры и упражнения, способствующие контакту между сверстниками – это хороводные игры и игры в парах под наблюдением взрослого. Хорошо зарекомендовали себя игры с зеркалом – ребенок видит себя и человека, который с ним разговаривает, и в то же время не чувствует себя неловко и  некомфортно, как при контакте «глаза в глаза». Как показала практика, детям гораздо легче вступать в диалог, глядя в отражение  – это удивительным образом раскрепощает ребенка, он расслабляется и с удовольствием отвечает на вопросы, обращается к собеседнику, взаимодействует с ним.

Согласно теории Пиаже , эгоцентризм приемлем и даже обязателен у маленького ребенка для развития высших функций мозга , социального мышления, диалогической речи, но педагогический процесс должен быть направлен на то, чтобы помочь малышу воспринимать окружающий мир отдельно от своего «Я» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры

Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...

Условия успешной социализации ребенка в детском саду.

Краткая справка и практический материал, который можно использовать для успешной социализации детей....

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Проявление детского эгоцентризма ».

Я согласна, с мнением ряда психологов в том что, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития.Наиболее последовательно идея...

Проявление детского эгоцентризма в детском саду

Дорогие коллеги, в данный момент, работая в саду, я часто встречаюсь с эгоцентризмом. Эта тема очень интересна и важна одновременно.Я согласна, с мнением ряда психологов в том что, эгоцентризм пр...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...