Главные вкладки

    «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание в старшей группе
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Кулясова Елена Евгеньевна

    Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruglyy_stol_sobranie_1.docx23.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12              г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

    «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Родительское собрание

    в старшей группе «Гвоздика»

    Подготовил: воспитатель

    Кулясова Е.Е.

                                                                                               

    Туймазы, 2017

    Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

    Задачи: познакомить с приемами Су – Джок, артикуляционной гимнастикой, дыхательной гимнастикой, с играми по развитию словаря, с приемами развития связной речи. Использование их в семье.

    Предварительная работа: анкетирование родителей по развитию речи, знакомство с речевым уголком, папки – передвижки «Когда же стоит обратиться к логопеду?», «Методические рекомендации логопеда родителям»,  крылатые выражения.

    Оборудование: презентация, папки передвижки, зеркала, Су – Джок, шарики, 2 шляпы, мягкий мяч, буклеты, музыкальный центр.

    Ход собрания.

    Воспитатель:  Добрый вечер!

    Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.

    Игра на знакомство: родитель называет свое имя и на первую букву имени называет прилагательное – характеристику (например: Даша – добрая и т.п.)

    Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

    Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
    Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

    Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

    Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

    Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

    Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

    1. Воспитание звуковой культуры речи.

    2. Словарная работа.

    3. Формирование грамматического строя речи.

    4. Обучение рассказыванию – связная речь.

    Один из особенностей  речи пятого года жизни – объем и характеристика словаря.

    Наша с вами задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).  Осуществляем подбор действий к предмету. Например: бабочка летает, змея ползает и т. д.

    Давайте поиграем в игру «Подбери признак к предмету».

    Например: шапка какая? (красивая, теплая, вязанная, детская и т.д.)

    Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. Также уделяем внимание к словам антонимам с противоположным значением.

    Игра «Наоборот».Я называю слова, а вы противоположное значение. Например: белый - черный. (друг, день, жара, правда и т.д.)

    Учитель - логопед: скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

     Высказывания родителей.

    Учитель – логопед: правильно, делаем зарядку. У нас в губах и языке тоже есть мышцы речевого аппарата, которые тренируются благодаря артикуляционной гимнастик.

    -Что такое артикуляционная гимнастика? (высказывания родителей)

    Артикуляционная гимнастика-комплекс упражнений, направленный на укрепление мышц речевого аппарата, их силу и подвижность.

    Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

    Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.

    Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

    Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

    Начнем выполнять артикуляционную гимнастику:

    1. «Окошечко»

    2. «Чистим зубки»

    3. «Чашечка»

    4. «Дудочка»

    5. «Заборчик»

    6. «Качели»

    Су – Джоктерапия.

    В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии мы используем в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

    Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

    Дыхательнаягимнастика.

    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом:

    «Каша», «Аист»

     «Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

    (Ведущий,  передает родителям корзину с шарами,в шарах – вопросы «острого блюда»).

    Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

    Вопросы:

    1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

    2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

     3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

    4.А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

    (Высказывания родителей)

    Воспитатель : Отсутствие необходимых знаний.
    Нет устойчивого интереса к чему-либо.
    Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

    5.Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

    (Высказывания родителей)

    Воспитатель: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

    Воспитатель: Следующая  особенность развития речи детей – состояние грамматического строя речи. Предлагаем ряд игр на развитие грамматического строя речи.

    Давайте поиграем в игру «Мой, моя, мое, мои».  Для образования притяжательных местоимений.

    Игра «Назови ласково». Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных и других суффиксов. Предлагаем назвать ласково фрукты.

    Воспитатель: следующая особенность – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в  нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.  Можно использовать в игре с детьми метод придумывания нового сюжета сказки. Давайте мы с вами попробуем придумать новый сюжет сказки «Колобок».

    Воспитатель: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и оего близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

    А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

    Рефлексия «Шляпа». Две шляпы -одна светлая, другая коричневая.

    Если понравилось собрание, родители надевают светлую шляпу и говорят, что понравилось; если нет, надевают коричневую шляпу и говорят, что не понравилось.

    (Высказывания родителей).

    Воспитатель:  Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

     Раздача буклетов с играми «Играйте с детьми – речь развивайте».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

    Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

    Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...

    Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;  познакомить ...

    Родительское собрание в младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.      ...

    Родительское собрание во 2 младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Родительское собрание во 2 младшей группе:« Развитие речи детей в условиях семьии   детского сада»...

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....