План работы с родителями
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
План партнерского взаимодействия
с родителями детей старшего дошкольного возраста
в группе комбинированной направленности
Разработала воспитатель
Сокоренко О.А.
г. Пыть-Ях
Только, то в человеке прочно и надежно,
что всосалось в его природу в семье.
Ян Амос Коменский
Актуальность
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Эффективно организованное сотрудничество даёт возможность построения взаимодействия с семьёй на основе, предполагающей не только совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к партнёрскому взаимопониманию.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня взаимодействие с родителями очень актуально, так как является частью основной образовательной программы дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.
Взаимоотношения педагогов детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОО с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – развлечения и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка. Положительных результатов в воспитании можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, и следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Целью взаимодействия является формирование партнерского взаимодействия семей и педагогов детского сада, через создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Вовлечение родителей, в том числе родителей имеющих детей с ОВЗ, в образовательные отношения.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями психологического и физического развития детей старшего дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье;
- осуществлять консультативную помощь родителям, имеющим детей с ОВЗ, в вопросах воспитания детей;
- формировать активную позицию родителей к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей в условиях группы комбинированной направленности, через позитивные формы общения;
- развивать интерес родителей к играм детей и получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- развивать творческие способности, воображение взрослых и детей посредством игрового общения.
Формы партнерского взаимодействия педагогов с семьей.
Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строиться на основных принципах единства, которое достигается только тогда, когда цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Немаловажным принципом партнерского взаимодействия является принцип системности и последовательности работы, в соответствии с конкретным планом, в течение года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье на основе учёта её интересов, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье и авторитета родителей в детском саду.
Система партнерского взаимодействия с семьёй обязательно включает в себя целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах ;знакомит родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально эмоциональное развитие ребёнка; обучает конкретным приёмам и методам развития ребёнка в разных видах детской деятельности.
Формы организации партнерских взаимоотношений с родителями:
- общие и групповые родительские собрания,
- консультации,
- устные журналы,
- семинары – практикумы,
- деловые игры и тренинги,
- дни открытых дверей,
- вернисажи ,выставки работ
совместные досуги и праздники и т.д.
Основные методы изучения семьи:
анкетирование;
наблюдение за ребёнком;
посещение семьи ребёнка;
беседы с ребёнком;
беседы с родителями.
Ожидаемые результаты
Родители станут ближе к ребенку, узнают, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель сможет свободно посетить нашу группу в удобное время не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. У родителей раскроется творческий потенциал и индивидуальные способности. Родители получат возможность увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научатся друг у друга. Будет создан психологический комфорт при общении детей и родителей. Использование разнообразных форм взаимодействия даст определенные результаты: родители станут активными участниками партнерского взаимодействия; будет создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи; родители и педагоги будут единомышленниками в воспитании детей.
Перспективный план партнерского взаимодействия с родителями
в старшей группе комбинированной направленности
Сентябрь
Планируемые мероприятия
1. Групповое родительское собрание: «Возрастные особенности
детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания и
обучения на новый учебный год.»
2. Фотовыставка «Вот и лето прошло».
3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».
4. Консультация «Всё о развитии детской речи».
5.Папка-передвижка:«Волшебный мир аппликации»
6. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика с детьми дома».
Цели проводимых мероприятий
Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.
Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в
летнее время.
Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Просвещение родителей о технике аппликации и о развитии мелкой моторики рук.
Дать практические рекомендации по выполнению артикуляционной
гимнастики родителями с детьми дома.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатель, учитель логопед, педагог психолог.
Октябрь
Планируемые мероприятия
1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».
3. Семинар – практикум «Витаминный календарь».
4. Коллаж для родителей «Произведения К.И. Чуковского». Рисунки
родителей и детей.
5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени».
Цели проводимых мероприятий
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Консультативная помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
Беседы с родителями о правильном питании дома.
Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов.
Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности.
Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности. Развивать интерес в общении детей и родителей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатель, родители, дети.
Ноябрь
Планируемые мероприятия
1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье».
3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
4.Папка передвижка «День матери».
5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка».
Цели проводимых мероприятий
Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей.
Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.
Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Демонстрация отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери.
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатель, родители.
Декабрь
Планируемые мероприятия
1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками».
5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин»
. Цели проводимых мероприятий
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников .
домашних условиях и условиях детского сада.
Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей.
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка.
Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году.
Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности. Развивать творческие способности.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатель, родители, медработник, дети.
Январь
Планируемые мероприятия
1. Консультация «Гиперактивные дети».
2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»
4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье».
5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?»
. Цели проводимых мероприятий
Познакомить родителей особенностями воспитания гиперактивных детей.
Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных
детей.
Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни.
Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровье сбережения и
ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью
своих детей.
Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатель, родители, дети.
Февраль
Планируемые мероприятия
1. Выставка детских рисунков. Тема:«Портрет моего папы».
2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой».
3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
4. Конкурс построек из снега «Город мечты».
5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».
. Цели проводимых мероприятий
Повысить роль папы в воспитании детей.
Воспитывать чувство патриотизма. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.
Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и
коллектива детского сада
Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.
Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом.
Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатель, родители, дети.
Март
Планируемые мероприятия
1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».
2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.
3. Родительская гостиная «Семейные традиции».
4.Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге».
5. Консультация «Всё о компьютерных играх».
Цели проводимых мероприятий
Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей.
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Знакомство родителей с традициями детского сада.
Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей.
Родители расскажут о семейных традициях.
Развивать интерес у семьи к книге.
Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители.
Апрель
Планируемые мероприятия
1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».
2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись! »(загадки,
пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой.
Оформление огорода на окне.
3. Физкультурный досуг «Полет в космос».
4.Консультация «Веселая скакалочка».
Цели проводимых мероприятий
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей.
Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе ,чувство ответственности за все живое на Земле.
Доставить детям и родителям радость от общения с природой.
Сплочение родителей и детей.
Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.
Пропаганда активных форм отдыха.
Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дети.
Май
Планируемые мероприятия
1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром НОД по математике для родителей.
2.Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха».
3.Папка передвижка «День Победы».
4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей».
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Цели проводимых мероприятий
Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период.
Развитие чувство патриотизма в семье.
Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители, дети.
Перспективный план партнерского взаимодействия с родителями
в подготовительной к школе группе комбинированной направленности
Сентябрь
Планируемые мероприятия
1.Организационное родительское собрание: «Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни и основные
задачи воспитания»
2. Совместная экскурсия в школу:«День знаний»
3. Оформление наглядной агитации: «Уголок для родителей» (режим дня, сетка занятий, возрастные особенности, меню), «Уголок логопеда»
4. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».
Цели проводимых мероприятий
Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 6-7 лет.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Расширить представления детей о школе.
Повышение педагогической культуры родителей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, педагог психолог, родители, дети.
Октябрь
Планируемые мероприятия
1.Мастер-класс: «Развиваем мелкую моторику»
2. Совместный проект: «Улицы, по которым я хожу»
3.Выставка детских работ совместно с родителями «Светофорик», «Мой маршрут до детского сада»
4.Консультации: «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас».
Цели проводимых мероприятий
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая и практическая помощь.
Совместное использование ИКТ.
Совершенствование педагогических знаний родителей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели , родители , дети
Ноябрь
Планируемые мероприятия
1.Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Стенды-памятки«Формирование правильной осанки»
3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
4. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»
5.Выставка детских работ совместно с родителями «Дары осени»
Цели проводимых мероприятий
Помощь родителям в организации выходного дня с ребенком.
Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка
правилам пожарной безопасности в детском саду и дома.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители , дети
Декабрь
Планируемые мероприятия
1. Родительское собрание:«Роль игры в развитии ребёнка»
2.Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы заболевания».
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
4. Трудовой десант. Пошив костюмов для детей к Новому году
5.Выставки детских работ ,изготовленных вместе с родителями «Мастерская Деда Мороза»
6. Проведение праздника:«Новый год у порог»
Цели проводимых мероприятий
Повышение педагогической культуры родителей.
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами,
способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, медицинский работник, родители.
Январь
Планируемые мероприятия
1.Консультации:«Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе»,
«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»
2. Фотовыставка: «Наша дружная семья»
3. Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»
4.Результаты проверки звукопроизношения и развития речи (встреча с логопедом)
5. Дни добрых дел (уборка снега на участке детского сада)
Цели проводимых мероприятий
Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки.
Повышение педагогической культуры родителей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели , родители.
Февраль
Планируемые мероприятия
1.Развлечение: «Самый лучший папа на свете»
2. Выставка детских рисунков.Тема: «Мой папа».
3. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».
4. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».
Цели проводимых мероприятий
Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки.
Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.
Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители.
Март
Планируемые мероприятия
1.Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»
2. Развлечение «Супер мама. Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».
3. Выставка детских работ:«Моя мама лучше всех», «Любимая бабушка»
4.Консультация: «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
Цели проводимых мероприятий
Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков.
Повышение педагогической культуры родителей
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители.
Апрель
Планируемые мероприятия
1.Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2.Экскурссия в библиотеку
3.Показ НОД с участием родителей: «Путешествие в Букволандию»
4. Совместный проект «Моя родословная»
Цели проводимых мероприятий
Выявление волнующих вопросов у родителей по развитию творческих способностей детей.
Расширять представления детей о буквах
Активизация педагогических знаний родителей.
Ответственные и участники проводимых мероприятий:
воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети.
Май
Планируемые мероприятия
1. Итоговое родительское собрание по теме: «Будущие первоклассники» с просмотром НОД по математике для родителей воспитанников.
2.Консультация «Памятные места нашего города».
3.Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников».
4.Трудовой десант .Участие родителей в благоустройстве группы, подготовке участка к летнему сезону.
Цели проводимых мероприятий
Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей.
Развитие взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ.
Способствовать формированию коллектива группы.
Ответственные и участники проводимых мероприятий: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети.
Используемая Литература:
Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое
сопровождение семейного воспитания: Программы родительского
всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ:
методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.:
Творческий Центр, 2004 г.
ЕвдокимоваЕ.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ
Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех дошкольных общеобразовательных учрежден...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...
План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша
Сейчас воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...