Родительская гостинная: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»
консультация

Бондарева Маргарита Васильевна

             Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с  переходом на ФГОС , который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobr.po_preemstvennosti.docx63.23 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ:

«Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

                                             

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»

                                (Л.С.Выготский)
             Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с  переходом на ФГОС , который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося. 

            Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

         Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Цели:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечение детей детского сада перспективой школьного обучения,  вызвать желание учиться в школе.

        Задачи:

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

     Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

         Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

          Важным в нашей работе должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей. Преемственность предполагает целостный процесс. Её цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

      Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка ( развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучать его простейшим школьным навыкам. Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.

        Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

       Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

  Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. 

     Ежегодно специалисты психолого –медико-педагогического центрам г.о Кинель  проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.

 В детском саду организована совместная деятельность педагогов детского сада, школы и родителей.

Проводится следующая работа:

  • экскурсии в школу на темы: «Встреча с учителем», «Встреча с первоклассниками», «Поход в школьную библиотеку», «Знакомство с музеем». Здесь дети могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридоре, посмотреть выставки рисунков и поделок;
  • беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе я подбираю так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни; радость детей идущих в школу;
  •  знакомство и взаимодействие дошкольников с учителем начальной школы. Учитель начальных классов проводит с будущими первоклассниками занятия по образовательной программе ДОУ. Это дает возможность учителю лучше узнать детей и выявить багаж знаний и умений, с которыми они придут в школу;
  •  участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок. Совместно с детьми мы  оформили выставку рисунков «Школьные принадлежности»;
  •  совместные со школой праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.)

После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой.

      Несомненно,  важную роль в процессе подготовки детей к школе играют родители.  Вы заранее знакомитесь с педагогом своих детей, программой первого класса и можете задавать интересующие вопросы.

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

1. Диагностирование детей на психологическую готовность к школе проводится по методикам, которые описаны в книгах:

 А.А. Венгер, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994;

 Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996. 

2. Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребенка в шесть лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 мин, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.

3. Критерии психологической готовности:

* учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учебы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

*   умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

*    развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

* пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперед-назад", "слева-справа");

*  координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);

*  развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);

*  развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 мин).

4. Дома полезно: 

*  развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;

*  развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);

* выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев.

 

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

  Преемственность между детским садом и  школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

Преемственность между детским садом и школой

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе. преемственность между детским садом и школой"

В материале представлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Подробно разбираются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети перед поступленеим в школу и объясняется,...