Главные вкладки

    «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Афанасьева Алевтина Владиславовна

                                                 Школьное обучение никогда не          

                                                 начинается с пустого места, а всегда

                                                 опирается на определенную стадию,

                                                 проделанную ребенком.(Л.С.Выготский)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

    ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

                                                         

                                                     Школьное обучение никогда не          

                                                 начинается с пустого места, а всегда

                                                 опирается на определенную стадию,

                                                 проделанную ребенком.(Л.С.Выготский)

       Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных действий учащегося.

       Это значит, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учетом накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

       Перед педагогами детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителями начальной школы на 1 ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой проектной деятельности.

        Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким. Учителя, познакомившись с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помогут первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

        Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

    -развитие любознательности;

    -развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    -формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

    -развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

    -укрепление физического и психического здоровья детей.

       Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе ДОУ.

       Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

       

    ЦЕЛЬ проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей,

    формирование привычки к здоровому образу жизни.

         Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:

    1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

    2.Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное       благополучие каждого ребенка.

    3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

       Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

       Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых: валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях хотелось бы остановиться подробнее.

    Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.  

         

    Доброе утро!

    Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

    Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

    И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

    Будет веселее.

    Мы погладим лобик (движения по тексту)

    Носик и щечки

    Будем мы красивыми (постепенно поднимают руки вверх),

    Как в саду цветочки     выполняя «фонарики».

    Разотрем ладошки (движения по тексту)

    Сильнее, сильнее

    А теперь похлопаем

    Смелее, смелее.

    Ушки мы теперь потрем

    И здоровье сбережем

    Улыбнемся снова

    Будьте все здоровы!

       Я использую валеологические песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

       Проводя в начале учебного года мониторинг, я отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике.

       Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

    Основными задачами дыхательных упражнений являются:

    1.Укрепление физиологического дыхания детей.

    2.Тренировка силы вдоха и выдоха.

    3.Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

    4.Развитие продолжительного вдоха.

       Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

       В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

    Упражнение «Ладошки»

    (по А.Н.Стрельниковой)

    Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

    Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

    Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

    На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох.

     

    Чудак

    Там, на холмах, сидит чудак,

    Сидит и дует так и сяк

    Он дует вверх,

    Он дует вбок,

    Он дует вдоль и поперек.

    Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

       При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. При разучивании упражнений важно соблюдать определенную последовательность, идти от простого к более сложному. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

       Результатом работы является положительная динамика речевого развития детей. Дети лучше говорят, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

    Артикуляционная гимнастика «Зоопарк».

    Посмотрите на слона.

    У него огромный нос, будто он лет тыщу рос.

    Нос этот называется хоботом. – вытянуть губы трубочкой.

    Ну а это бегемот

    Бегемот разинул рот. – широко открыть рот.

    Прячет обезьяна

    За щекой бананы. – кончиком языка упираться в щеки по очереди

    Видим мы веревку, на конце головка.

    Это же…змея – высунуть как можно дальше язык.

    Пони – маленькие кони. Пони бегают с утра,

    На них ездит детвора.-поцокать языком в разном темпе.

    В зоопарке есть жираф, с длинной шеей, словно граф

    Покатаемся на нем и красиво запоем – на «А»вверх и вниз голосом.

       Артикуляционная гимнастика обычно проводится перед пением в качестве 1-2 минутной разминки или во время пения. Выполняя упражнение в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.

       Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в детском саду – игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая ее в акт творчества.

    Дождь.

    Дождик слабенький бывает, вот такой…\тихо и редко хлопает в

                                                                            Ладоши (половинные)

    Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! \дети повторяют движения

    А бывает дождик сильный, вот такой… \хлопает в ладоши сильней

                                                                                   ( четвертные)

    Снова хлопайте, ребятки, все со мной! \ дети повторяют движения

    А еще бывают в небе чудеса –

    Гром гремит и начинается гроза!   \ топает и хлопает одновременно

                                                                  (восьмые). Дети подхватывают

                                                                   Движения.

    Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях.

    Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым,  и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или используется ритмодекламация), или же музыка звучит просто фоном.

       Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

          Вот на улице мороз

    Вот на улице мороз! \Поглаживают руки

    Ну-ка, все потрите нос! \Трут кончик носа.

    Ни к чему нам бить баклуши \Грозят правым указательным пальцем.

    Ну-ка, взялись все за уши:

    Покрутили, повертели,

    Вот и уши отогрели! \Указательным и большим пальцами держатся

                                         За мочки ушей и вращают их вперед, затем    

                                         Назад.

    По коленкам постучали, \Стучат ладонями по коленям.

    По плечам похлопали,\Руки скрещивают на уровне груди, хлопают

                                            Ладонями по плечам.

    Ножками затопали! \Топают ногами.

       Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е.Железновой, О.Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть простыми – русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

       Применяю во время слушания или пения ( стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением.

    Песочный домик

    Вот песочница большая \разводят руки в стороны

    С крышею в горошек \ руки «домиком» над головой

    Из песка мы строим дом \стучат кулачком о кулачок

    В доме пять окошек \показывают раскрытую ладошку – «пять»

    Первое – для зайчика \ загибают по очереди пальчики

    Второе – для совочка

    В третьем куколка стоит

    В четвертом – два грибочка

    В пятом кругленьком окошке

    Уложили спать мы кошку \ ладошки «спят» под щечкой

    Только кошке места мало \ грозят пальчиком

    Прыг! И домик наш сломала. \ шлерают ладошками по коленям.

    Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе  логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами ( хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки, в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

    Использую с раннего возраста. Играя и применяя на себя разные роли, ребенок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать…

    Речевая игра « Кот и мыши»

    Дети проговаривают слова с различной динамикой. Один ребенок надевает маску кота, ложится калачиком на ковер, остальные – ходят вокруг него.

    В синей ночи              \тихо крадутся

    Тишь, тишь.

    В синей ночи

    Мышь, мышь.

    Только рыжий кот не спит, \грозят пальцем, говорят громко

    Рыжик нотки сторожит.

    Рыжик глазки открывает, \ дети говорят тихо

    Рыжик спинку выгибает \ выполняют движения по тексту

    Кот проснулся! Вот беда! \ дети говорят громко,

    Разбегайтесь кто куда!        Ритмично хлопают в ладоши.

    Музыкотерапия – одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

       Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

         

       Ребенка необходимо подготовить к восприятию музыки

    (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

    «Весенняя песня» П.И.Чайковского

    Дети слушают музыкальное произведение, представляют пробуждение от зимнего сна.

       Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

    1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
    2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями).
    3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
    4. Повышение уровня речевого развития.
    5. Стабильность физической и умственной работоспособности.  

         Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов – это не только правильность выполненных заданий,

    А возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.

         Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта –важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей зависит их дальнейшее успешное обучение в школе и благополучие общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду.

    Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду....

    РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

    - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

    Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

    В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

    НОД с использованием здоровье сберегающих технологий для детей старшей группы в детском саду

    На данном занятии я использовала здоровье сберегающие технологии в течении всего времени...

    МБДОУ «Филимоновский детский сад» Конспект НОД в средней группе по ФЭМП с использование игр Дьенеша и здоровье сберегающих технологий. «Киндер – Сюрприз в гостях у детей»

    МБДОУ «Филимоновский детский сад» Конспект НОД в средней группе по ФЭМП с использование игр Дьенешаи здоровье сберегающих технологий. ...

    Здоровье сберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО.

    Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и ...