Мастер класс для родителей " Методы и приёмы знакомства с художественной литературой в семье"
консультация

БОБРИКОВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

Представлены методы и приёмы знакомства детей с книгой. Подобраны дидактические игры по художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_roditelyami_po_oznakomleniyu_s_hud._lit.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок».

с. Александровское

Воспитатель:

Бобрикова Л.В.

2019г.

"Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой в семье".

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнюю встречу. Нашу встречу я бы хотела начать с эпиграфов:

«Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

Сегодня мы с вами, поговорим о том, как приобщить детей к художественной литературе.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.        

Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры), таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо– эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом.

 Поэтому перед педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к художественной литературе, чтению. Дети, получившие «книжную «прививку»в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова) . Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Когда мы начали работать по этой теме, перед нами встали вопросы: С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке книга. Конечно же да! Большинство родителей не читают детям дома, некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Небольшие художественные произведения мы используем на занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, особенно активно в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. В этом нам помогают сказки. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми, мы переключаем его внимание на яркую, красочную книгу и сопровождаем рассматривание иллюстраций движением пальцев, чтением…

Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски. Затем на заседаниях читательского клуба или на родительских собраниях представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах.

Практические:

  • Кукольные спектакли;
  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;
  • Лепка.

Самое главное в приобщении детей к книге, учить играя. Я предлагаю вашему вниманию несколько игр, по приобщению детей к художественной литературе.

Практическая часть.

Игра «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

1.​  В некотором царстве…(в некотором государстве).

2.​  По щучьему велению…(по моему хотению).

3.​  Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

4.​  Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

5.​  И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

6.​  Стали они жить - поживать…(и добра наживать).


«Игра  «Сказочные загадки».
1. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. 
(Кикимора)
2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
 (Золушка)

3. Она была подружкой гномов,
И вам, конечно же, знакома. 
(Белоснежка)
4. Дюймовочки жених слепой,
Живет все время под землей. 
(Крот)
5. Этот толстяк живет на крыше,
И летает он всех выше. 
(Карлсон)

«Блицтурнир» (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

• Жилище Бабы-Яги. (избушка на курьих ножках)

• Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (лягушка)

• Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт. (метла)

• Что потеряла Золушка? (туфельку)

• Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

• Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)

• Кто смастерил Буратино? (Папа Карла)

• Кем стал гадкий утёнок? (Лебедя)

• Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

• Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

• Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик. (Тортила)

• Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)

• В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её? (Кот в сапогах)

• Подруга семи гномов? (Белоснежка)

«Сложи сказку»

Задача: собрать целую картинку из частей.

Правила игры: Детям и родителям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.

Игра «Сказочные клубочки».

 Задачи: развитие памяти, речи.

 Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»

 «Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

 - Угадай сказку по трём словам:

 1) Коза, козлятки, волк  («Волк и семеро козлят»)

 2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

В своей работе с детьми, мы часто пользуемся мнемотаблицами по заучиванию стихотворения и составлению рассказов. Мнемотаблицы есть по разным темам. У вас на столах вы можете это посмотреть. Показ на экране.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами решает задачи:

 - развитие памяти, внимания, образного мышления

 - перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы

 Работа с мнемотаблицей ведётся поэтапно:

 Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

 Этап 2. Осуществление перекодировки информации (домик – крыша, волк – зубами щёлк и т.д.).

Показ схем по заучиванию стихотворений.

Для поддержания интереса у детей, мы рекомендуем вам использовать в домашних условиях для чтения произведений сказку «Родничок», автор Татьяна Домаренок-Кудрявцева.

Ведущий: а сейчас давайте превратимся в актеров. Я буду вам рассказывать сказку и показывать вам, а вы будете повторять вместе со мной.


Однажды в лесу родился маленький Родничок. Как только он пробился из земли на белый свет и увидел яркое солнышко, голубое небо, деревья и траву, то так обрадовался, что подпрыгнул высоко вверх и запел свою любимую песенку:
Я родничок веселый
И звонкий как ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
И зажурчал
(Вода в стакане и трубочка)
В это время по тропинке недалеко от Родничка пробегал маленький длинноногий Жеребеночек вместе со своей мамой лошадкой. Он размахивал хвостиком и постукивал копытцами, совсем как взрослый коник.

(Деревянные ложки)

Услыхал жеребенок песенку Родничка, подошел к нему

(деревянные ложки),

напился ключевой воды и радостный поспешил за мамой

(ложки).

Мимо него напиться воды спешил ежик. Он пробирался сквозь кусты и сухую листву (шелест пакета).

Вдруг послышался треск и шум

(ломаются ветки). 

Это шел медведь. Ежик испугался и хотел убежать. Но медведь был добрый и пришел только напиться воды. Вдалеке послышались два выстрела

(лопаем шар).

Вспорхнули и полетели птицы

 (книги),

насторожились звери. Из кустов выскочил испуганный заяц

(стук деревянными палочками).

Он попил водички и успокоился. Звери прислушались. Больше никаких звуков не было слышно. И они довольные разошлись по норкам. А маленькому Родничку стало так приятно, что всем нравиться его ключевая водичка, что с тех пор он поет свою веселую песенку. Не уставая и день, и ночь

(журчание водой).

И кто бы ни шел, не летел мимо, обязательно услышит его звонкое журчание и подойдет, чтобы напиться и умыться родниковой водой. Вот такой веселый и добрый Родничок родился однажды на свет.
Заключительная часть.
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Просматривайте с детьми фильмоскоп  долгими зимними вечерами, и это навсегда отложится в его памяти. Сблизит членов вашей семьи.

 Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку. Воспитывайте бережное отношение к книге. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Мы заканчиваем с вами наш мастер класс.

Я думаю, что сегодня весело и с пользой провели время, узнали что-то полезное для себя и воспользуетесь нашими советами.
Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Методы и приёмы активизации речи ребёнка"

Развитие речи детей младшей группычерез использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий...

Мастер – класс (со слушателями) " Методы и приёмы организации театрализованной игры – импровизации «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста"

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизн...

Мастер-класс для родителей на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"

Мастер-класс для родителей  на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"...

Мастер-класс «Использование различных методов и приёмов при заучивании стихотворений»

Знакомство педагогов с нетрадиционными методами и приёмами заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста, обеспечивающими эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворн...

Доклад на тему: «Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой в средней группе дошкольного возраста»

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литерат...

Самоанализ мастер-класса с родителями «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»

Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников занятия на работу, установить необходимый контакт со слушател...

Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.

Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.Донская Т. С., воспитатель подгот...