Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста - демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности."
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ефименко Надежда Владиславовна

Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста - демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности представляет собой комплекс диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья детей дошкольного возраста. Программа включает в себя 3 раздела: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами, каждый из которых состоит из ряда мероприятий.  Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный  часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_psihologii_na_konkurs.docx2.38 МБ
Файл barashek_v_butylke.docx867.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест – проективная методика «Барашек в бутылке»

 Цель методики: психотерапевтическая, диагностическая, коммуникативная;

Диагностический материал, средства: рисунок, пострисуночный опрос, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация;

Интерпретация образов  в строгом смысле не применяется

Методика является проективной, направлена на выявление психологического климата в семье. Можно тестировать как ребенка по этой методике, так и взрослого. Эта техника позволяет работать со всеми клиентскими группами, начиная с детей 6-7 лет, подростками и взрослыми.

Время для проведения методики – индивидуально. Зависит от особенностей тестируемого, кто-то может за 20 минут справиться, кому-то потребуется и 40. В группе на рисование отводится 5-7 минут плюс 5-7 минут на ответы на вопросы. После чего работы собираются и анализируются психологом самостоятельно или в индивидуальной беседе с испытуемым. 

Материалы: А4, простой карандаш, (цветные, краски по желанию)

Проведение методики

 Предложите ребенку лист бумаги, дайте краски (используйте все цвета), кисточку и озвучьте задание

«Нарисуй, пожалуйста, барашка в бутылке».

Далее испытуемому предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как чувствует себя барашек?
  2. Как чувствует себя бутылка?
  3. О чем мечтает барашек?
  4. О чем мечтает бутылка?
  5. Чего тревожит барашка?
  6. Что может тревожить бутылку?
  7. Как барашек оказался в бутылке?
  8. Хочет ли выбраться из бутылки? Почему?
  9. Если да, то как?

Ответы на вопросы лучше фиксировать, чтоб Вы всегда могли к ним вернуться.

Нормальными считаются ответы:

  • Ему там хорошо, тепло, комфортно
  • Немного тесновато, но он может выбраться без проблем и т.д.

Ответы на вопросы, которые требуют работы с ребенком, звучат так:

  • Ему там плохо, одиноко, холодно, грустно. Все, что с негативной окраской.

Интерпретация результатов диагностики

Барашек – символизирует автора работы.

- Насколько ярко, четко, пушисто прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно человек ощущает себя в родительской семье и наоборот. Чем больше шерсти, он упитаннее, тем комфортнее ребёнку в семье, безопаснее, психологически здоров.

- Эмоции на мордочке - самая частая эмоция ребёнка в семье

- Возраст барашка - психологический возраст человека в контексте семьи.

- Наличие хорошо прорисованных рожек и ног – это знак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможность наличия сопротивления ребенка по отношению к родителям.

- Рога и копыта часто встречаются в работах подростков, когда происходит процесс психологического и эмоционального отделения от родительской семьи. Если автор изображает барашка в негативном образе, это трактуется как непринятие себя. (Пример №1) 

Рога – ментальная агрессия  (в мыслях гадости)

Выделен рот – вербальная агрессия (хамство)

Выделены копыта – физическая агрессия

Пример № 1https://studfiles.net/html/2706/1260/html_BlaGDLlxQr.fces/img-Lsad7c.jpg

- Большое значение придается положению барашка в бутылке. Если барашек твердо стоит на ногах на дне бутылки это означает, что автор работы находится в семье, в которой испытывает стабильность, устойчивость. Бутылка в может быть изображена как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

  • Поза: барашек в норме стоит, это хорошо готов к сепарации;

сидит - частично готов,

лежит - здесь вторичные выгоды не отделяться от семьи (жильё).  Можно задать вопрос: нет ли в жизни стрессового фактора,  который давно мучает.

  • Изображен в профиль - ищет пути сепарации

В анфас - подзавис

Распятый барашек - человек на разрыве.

  • В какую сторону направлена голова барашка?  

Хорошо, если к горлышку -готов к сепарации.

Если висит в воздухе – подвисает: в какой сфере жизни сейчас подвисаете? Где долго не можете принять решение?

Направленность барашка к горлышку бутылки, может трактоваться, как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Возможен вариант: когда барашек находится в положении противоположном – спиной к горлышку бутылки и лицом к донышку, это трактуется, как не желание испытуемого покидать родительскую семью, наличие, наличие опасений связанных с самостоятельностью (Пример №2).

  • Если барашек наполовину вылез из бутылки - головой понимаю, что пора отделяться,  пока не может: какие-то вторичные выгоды (материальные квартирные)
  • Если бутылка плавает по воде, то семья придает сильную эмоциональную неустойчивость

Бутылка – символ родительской семьи. Очертания бутылки имеют свое значения. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – может трактоваться как близость автора работы к маме, и символизирует потребность в ее внимании, заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы бутылки – в характере автора работы преобладают отцовское начало, отцовские черты характера.

Бутылка лежит – хорошо, родители приняли внутреннее решение к взрослению ребёнка. Стоит – сопротивление взрослению.

 Прямая угловатая - папская или мамкая - тяготит кругу: чьи убеждения на данный момент являются приоритетными.

 Пробка - гиперопека

 Наличие дополнительных элементов в бутылке, элементов эмоционального комфорта - желание удержать ребёнка в семье, гиперопека. Когда внутреннее пространство бутылки украшается элементами интерьера, создается замкнутый уютный микроклимат, это свидетельствует о чрезмерной родительской опеки, и о том, что автор работы воспринимает такую опеку положительно. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают ребенка права на принятие самостоятельных решений и возможности представления жизни за пределами семьи, это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.

Если несколько барашков - уточнить наличие братьев, друзей

Этикетку на бутылке (часто рисуют подростки) - в данное время исследует тему алкоголя. Часто подростки рисуют бутылку и подписывают её названием алкогольного напитка, это может говорить о том что в данный момент подростка интересуют спиртные напитки, пребывает в состоянии построения своего отношения к алкоголю (Пример №3). В этот момент педагогам и психологам важно не упустить и провести необходимые воспитательные и коррекционные мероприятия.

https://studfiles.net/html/2706/1260/html_BlaGDLlxQr.fces/img-Eh9wFh.png

Пример №3

 Украшение внешнего окружение бутылки  важно окружающим показать, какая хорошая семья

Если бутылка разбитая, трещины - может быть признаком насилия (психологического, физического, сексуального)

 Горлышко широкое и короткое - способствует отделению, это хорошо. И наоборот.

Следует обратить особое внимание на горлышко, сопоставить с размерами барашка. Соответствуют ли размеры барашка величине горлышка бутылки? Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или может барашек крупнее горлышка? А может ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?

Встречаются работы, в которых горлышко закрыто пробкой, это может трактоваться как проявление гиперопеки, автор работы ощущает себя под контролем со стороны родителей, все решения принимаются за него, и он явно не скоро будет готов к самостоятельности и отделению от родительской семьи. (Пример №2). 

 Пример № 2https://studfiles.net/html/2706/1260/html_BlaGDLlxQr.fces/img-9LF5iq.png

Лестница - внешний ресурс, кто-то должен помочь повзрослеть

Вода в бутылке – зажатые эмоции

Когда бутылка надбита или разбита это может трактоваться как наличие психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.

Автор: Олег 16 летhttps://studfiles.net/html/2706/1260/html_BlaGDLlxQr.fces/img-iJzmm7.png

  1. Как чувствует себя барашек? Ответ: Ему нравится , что он в бутылке
  2. Как чувствует себя бутылка? Ответ: Бутылка чувствует себя вполне комфортно
  3. О чем мечтает барашек? Ответ: Что бы ему в бутылку кинули еще пару барашков, и ему тогда не будет одному скучно
  4. О чем мечтает бутылка? Ответ: О том, что б ее открыли
  5. Что тревожит барашка? Ответ: Ничего не тревожит
  6. Что может тревожить бутылку? Ответ: Боится что ее откроют

На рисунке изображен большой, роскошный барашек, упитанный, счастливый, довольный, что и характеризует самоощущение автора в окружении родительской семьи. Отсутствуют рожки, копыта – это может трактоваться как мягкость, послушание автора в отношениях с родителями, способность договариваться. Можно предположить, что в семье автора есть все самое необходимое ему для жизни в родительской семье. По ответам можно понять, что ему для полного счастья не хватает лишь компании, друзей, возможно брата или сестры.

Барашка направлен к горлышку бутылки, к выходу, но размеры горлышка и пробка мешают ему. Наличие пробки трактуется как нежелание родителей, что бы ребенок отделился от семьи, также показатель чрезмерной опеки над ребенком. Еда и вода – это созданные родителями условия для комфортного пребывания в семье, и проявленное желание о том чтобы ребенок как можно дольше оставался в семье. Плавные формы бутылки могут говорить об близости к матери.

Ответы на вопросы соответствуют диагностической информации согласно рисунку. Подростку и родительской семье удобно в таких условиях, всех устраивает положение взаимной привязанности, близости.

Методика «Барашек в бутылке» является как проективной методикой так и арт - терапевтической.

Заключение

После проведения данной методики, обязательно обсудите ее с родителями ребенка. Особенно, если результат Вас насторожил, и Вы выявили, что ребенка, что-то беспокоит и в этой методики он проявил тревогу или страх или любые другие переживания. Предложите родителям, чтоб с их ребенком поработал специалист. Методику эффективно проводить как с детьми, подростками, взрослыми, беременными. Всегда методика дает интересные и удивительные результаты, после которых не хочется останавливаться, а хочется оттачивать мастерство в понимании человеческих отношений и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКОЙ Выпускная квалификационная работа

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии....

Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого"...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»)...

Конспект игровой деятельности по коррекции нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста

Конспект игровой деятельности по коррекции нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста содержит содержит игры и упражнения, направленные на снятие агрессии, психоэмоционального и телесно...

Логопедические игры в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены простые, но эффективные и интересные игры в автоматизации звуков....