ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО КАК ЭТАП ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
консультация

Петрова Любовь Владимировна

Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций (водитель, полицейский, продавец, воспитатель, мама вообще).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsport2.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО КАК ЭТАП ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций (водитель, полицейский, продавец, воспитатель, мама вообще).

Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда невозможно. Противоречие разрешается в ведущем типе деятельности дошкольника - в игре (сюжетно-ролевой). В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

Познавательное развитие.

 Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, образного мышления, воображения. Основной путь развития дошкольника - обобщение собственного чувственного опыта. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей.

Общение со взрослыми и сверстниками. Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.

Кроме того, уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам. В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка участником совместной практической деятельности, при этом его характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В 4-5 лет сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Основной продукт общения со сверстником - аффективно-когнитивный образ самого себя и другого.

Основные психологические новообразования. На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит память. Появляется возможность мышления в представлениях, освобожденного от связанности наглядной ситуацией. Возникает абрис мировоззрения - схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении.

Дошкольное детство - прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

Характеристика кризиса дошкольного детства (кризис семи лет).

Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

  • - возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
  • - появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
  • - непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
  • - хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки  вместо вымытых);
  • - демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;
  • - обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,
  • - главное, чтобы не выглядеть «как маленький».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста

Консультация на тему:«Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста»....

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

Детство - важный этап в развитии ребенка.

Куда уходит детство, куда ушло оно? Наверно, в край чудесный, где каждый день кино… Мне кажется, что слова этой популярной песни знают практически все. Детство у всех бывает разное. У кого-то веселое,...

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка.

ИГРА - это своеобразный ключ в  руках родителей, ключ в организации воспитания и развития ребенка....

Основные этапы психического развития ребенка

        Развитие ребенка сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка: кризис новорожденности, младенчество (первый год жизни), к...

Статья «Дошкольное детство – начальный этап экологического воспитания»

Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода.В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И. Тютчев...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...