"Воспитание ребенка с нарушением зрения".
консультация

Яловая Надежда Викторовна

Советы родителям по воспитанию ребенка с нарушением зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Слабовидящий ребенок в семье-

 особенности его развития и воспитания

Уважаемые родители!

 

У Вашего ребенка врачи обнаружили дефект зрения. Конечно, у вас возникает множество вопросов: «Что делать?», «Как обучать и воспитывать слепого или слабовидящего ребенка?», «Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?», «Где получить помощь?»

Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его.

При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.

Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.

У таких детей возникают меньше трудностей в овладении эталоном цвета, больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», «пространство».

При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов,   вычленять  заданную величину, оценивать расстояние между предметами.

Что же делать, если в семье слабовидящий ребенок?

Правильное воспитание ребенка в семье должно строиться из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.

При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов — выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.

Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно проводить путем непосредственного наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту во время режимных моментов.  Не забывайте, что дети очень любят играть. Поиграйте с ним  в такие игры, как:

• «Узнай, что загадано» (узнавание предмета по существенным признакам)

•«Наведи порядок» (сгруппировать предметы по признакам величины, формы, цвета, материала, назначения)

• «Что появилось?» (найти изменения в ряду предметов)

•  «Найди отличия», «Съедобное — несъедобное» и др.

Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.

Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые).

Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциями.

Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей. Желательно, чтобы иллюстрации были рельефными. Они позволяют ребенку ощутить контур изображений, развивают тактильно-двигательные ощущения.

При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.

При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.

Помните!

• Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.

• Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.

• Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.

• Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

Консультация для родителей «Рекомендации по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения»

В данном материале содержатся базовые рекомендации для полноценного обучения и развития ребенка. Даны рекомендации по воспитанию и  развитию зрительного восприятия ребенка в домашних условиях....

Рекомендации  от тифлопедагога для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения...

Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"

в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...