Семинар-практикум «Песочная страна – страна чудес»
материал

Кустова Галина Викторовна

Дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Песочная страна – страна чудес»

Цель семинара:

  • Дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста;
  • Познакомить родителей с играми на песочных планшетах;
  • Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений с песком в домашних условиях;
  • Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр;
  • Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.

Оборудование: песочница, песочные планшеты; мелкие игрушки (фигурки людей, животные, деревья, машинки); природный материал (разноцветные камушки, ракушки); магнитофон, аудиозапись «Звуки природы»; раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки.

       Вводная часть:  

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего семинара «Песочная страна – страна чудес». Сегодня я вас познакомлю со значением  игр с песком и на практике предложу вам несколько игр и упражнений.  Но для начала я предлагаю вам встать в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. Игра называется «Рисунок на спине».  

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: активизация родителей, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 

(Звучит спокойная мелодия).

Педагог:  Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Ну что ж, теперь у нас с вами хорошее настроение, и мы продолжаем дальше. Я предлагаю вам присесть на стульчики.

После игры родители присаживаются на стульчики, педагог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

• существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

• в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность;

• в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

• песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

В своей деятельности мы используем элементы песочной терапии. При этом придерживаемся некоторых правил:

1. Не заставлять ребенка играть с песком, так как не всем детям это нравится.

2. Предоставлять ребёнку право выбора игрушек для игры в песочнице.

3. Оставлять за ребёнком право на свободную игру с песком (хотя бы в течение 2-3 минут).

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются низким уровнем развития познавательных функций.

Для развития и коррекции восприятия мы предлагаем детям определить на ощупь, сухой песок или мокрый, крупный или мелкий, найти спрятанные в песке игрушки, назвать их. Можно попросить ребёнка прятать игрушки в песке.

Таким образом, игры с закапыванием и последующим поиском спрятанных в песке предметов помогают и в коррекции памяти.

Развитию тактильных ощущений способствуют такие простые действия, как пересыпание песка, зарывание рук в песок, перетирание песка в ладонях, разглаживание поверхности песка в песочнице, оставление отпечатков рук, предметов на сухом и мокром песке, «шагание» по песку пальчиками, игра пальцами на песке, как на пианино и другие. Эти упражнения, собственно, как и все игры с песком, способствуют развитию мелкой моторики.

После обучения детей манипуляциям с песком переходим к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Хорошие результаты даёт использование рисование на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке рисуют и пишут с удовольствием. Рисуя геометрические фигуры, дети учатся ориентироваться на плоскости. Это всегда интересно, тем более, что рисунки на песке можно создавать, выкладывая изображение из различных предметов.

Для рисования мы используем также и песочные планшеты, так как в этом случае песочное изображение лучше видно. Рисуем либо пальцем, ладонью, предметами на тонком слое песка, либо песчаной струёй из трубочки или специальными шпателями для песка.

Если ребёнок в хорошем настроении, можно предложить ему построить в песочнице какую-либо страну, свой мир, сказку.

Если у ребёнка нет настроения, не только разговаривать, но и вообще что-то делать, позволяем ему просто поиграть с песком, как он хочет, чтобы ребёнок успокоился, расслабился, пришёл в хорошее расположение духа.

Таким образом, занятия в песочнице являются очень полезными. Песочные игры оказывают гораздо больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Чтобы организовать игры с песком, необходимо наличие соответствующего оборудования:

1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка. 

2.Чистый, просеянный, прокаленный песок.

3.Игрушки: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки (дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал. 

Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками.

Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
Практическая часть семинара.

Педагог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми.

Перед вами песок. Естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить между пальцами, чувствовать при этом тепло собственных рук. Начинать надо с игр на развитие тактильно  –  кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают

ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

«Отпечатки наших рук»

Подвигать руками, «по скользить» ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.). выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

«Чьи следы на песке? »

Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачек. Получатся загадочные следы. Чьи они?

«Что же спрятано в песок?»

Можно закопать в песок несколько предметов или игрушек. Предложить на ощупь узнать:  что это или кто?

«Лепим колобки»

Предложить поиграть в «Булочную». Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй!»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, внимания, мышления, воображения и фантазии. 

Оборудование: песочные планшеты, загадки.

Ход игры:  

Педагог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать - это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Вам надо отгадать загадку и нарисовать на планшете. 

Выше леса Колобок.
Колобок - горячий бок.
А как спрячется за лес.
Апельсин среди небес.
(Солнышко)

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.  (Ёлка)

Мастер-класс: Рисование песком.

Цель: научить создавать песочные картины. 

Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие). 

Ход работы: 

Педагог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка.

Затем предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, педагог объясняет правила выполнения работы. 

Педагог: Нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова!

Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Участники семинара рассматривают работы, делятся своими впечатлениями.

Педагог раздает буклеты «Игры-упражнения в домашних условиях»
Благодарит всех за конструктивное и позитивное общение и предлагает выразить своё отношение к проведенному семинару.

Рефлексия «Букет настроения».

Родителям раздают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Педагог предлагает родителям, прикрепите к вазе цветок: «Если вам понравилось на семинаре, и вы узнали что-то новое, то красный цветок, если не понравилось - голубой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

«Песочная страна — страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Проект "Песочная страна - страна чудес"

Проект "Песочная страна - страна чудес"...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Гармоничное сочетание пользы и интереса...

"Песочная страна-страна чудес" занятие средняя группа

Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость,способность двигаться,способность мокрого песка принимать любую форму.Развивать интерес к исследовательской деятельность....