Семинар - практикум "«Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»
материал

Кустова Галина Викторовна

Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

в группе компенсирующей направленности со сложным дефектом «Василёк»

Тема: «Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»

Цель:

  • сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
  • познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;
  • предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Укрепить сотрудничество родителей и воспитателей.

Подготовка:

  • Приглашение родителей на семинар-практикум
  • Оформление практических рекомендаций для родителей
  • Подбор и изготовление пособий и игр по теме.

Материал для семинара-практикума:

Пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, игры-шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, ёмкости с крупами, карандаши, резиночки для волос, трубочки, аудиозаписи пальчиковых игр Железновых.

Ход мероприятия

Приветствие родителей (звучит фоновая музыка)

Уважаемые родители, тема нашего семинара - практикума «Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук».

Сегодня я вам расскажу о развитии мелкой моторики рук детей и предложу несколько игр и упражнений.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Маленький ребёнок больше всего на свете хочет бегать. Прыгать, совершать любые движения, потому что движение есть способ постижение мира. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или лёгкость. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

Что такое моторика?

Моторика – это движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика  – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание, а особенно для детей с ОВЗ.

На столе вы заметили различные предметы, связанные с темой нашего практикума. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Проводятся упражнения с родителями

Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем»

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Следующее упражнение «Добываем огонь» - возьмём карандашик и будем катать его между ладонями.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Теперь возьмём массажные мячики. Упражнение «Стряпаем»

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с прищепками

Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!».

Мы с вами знаем, что зубные щетки нужны для чистки зубов, но это не так. Сейчас я вам покажу интересную игру.

                                         Игра с зубными щётками

Упражнение «Подарки Деда Мороза»

Дед Мороз принёс подарки!

Берут в руки зубную щётку. 

Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Буквари,

Растирают зубной щёткой большой палец.

Альбомы,

Указательный.

Марки.

Средний.

Кукол,

Безымянный.

Мишек,

Мизинец.

И машины,

Перекладывают зубную щётку в другую руку. 

Растирают зубной щёткой большой палец.

Попугая,

Указательный.

И пингвина,

Средний.

Шоколадок пол мешка,

Безымянный.

И пушистого щенка!

Мизинец.

А кто знает, какую игру можно придумать, применив резинки для волос. Взяли резинки в руки и приготовились к игре.

Игра с резиночками для волос

«5 телят»

 Этот телёнок – пьёт молоко!

Берут в руки резиночку для волос.

Надевают резиночку  на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. 

Затем меняют руки.

Надевают резиночку на большой палец.

Этот телёнок – ушёл далеко!

На указательный.

Этот телёнок – травку жуёт!

На средний.

Этот телёнок – копытцами бьёт!

На безымянный.

А этот телёнок – 

Мычит: - Почему? – у – у?

Все разошлись?

Скучно мне одному – у – у!

На мизинец.

Пальчиковую гимнастику с детьми мы проводится индивидуально, ежедневно. Игры с пальчиками тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям. Проводить можно в любой удобный отрезок времени.

В нашей работе мы хотим привлечь ваше внимание к методике «Музыка с мамой».

Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с ребенком в весёлую обучающую игру.

«Музыка с мамой» доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна.

Пальчиковых игр у Железновых множество. Кто заинтересован, может без проблем найти в интернете и тексты, и аудиозаписи.

А теперь мы приглашаем вас поиграть вместе с вашими детьми.

Проводится «музыка с мамой» на ковре

Наш семинар-практикум подходит к концу. Надеемся, что информация, которую мы вам предоставили, будет для вас очень полезной!

Родителям раздаются буклеты с практическими рекомендациями  «Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Семинар – практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Семинар – практикум для родителей на тему«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»...

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи".

Семинар-практикум для родителей "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, их роль в развитии детской речи"...

Семинар для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Семинар для родителей«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....